Форум » Несерийные аппараты » Сверхлегкий автожир Чака Бити » Ответить

Сверхлегкий автожир Чака Бити

Admin: Чак Бити (Chuck Beaty) - ветеран автожирного фронта в США, один из немногих, у кого светлая голова наполнена еще и качественным профессиональным авиационно-техническим образованием. Чак среди других пионеров, 70-е годы. а это - несколько лет назад За несколько десятилетий занятия автожирами Чак построил несколько интересных аппаратов, включая легкие вертолеты, а также участвовал в проработке проектов других автожирщиков. Благодаря ему появились Dominator и автожиры ДеГро, благодаря ему Эрни Бойетт сегодня выпускает свои роторы DragonWings. Автожир, о котором пойдет речь, был построен в 90-е годы, потом несколько лет лежал без дела, когда Чаку было не до него. Потом появился японец Косака, привел аппарат в порядок и летает на нем под присмотром Чака. так выглядел АЖ, когда появился Косака. таким он стал а это, собсно, Косака Автожир этот настолько дружелюбен к пользователю, что Чак спокойно дает на нем полетать почти любому желающему пилоту автожира, т.ч. многие могли лично убедиться, что... Помните избитое "не боги горшки обжигают"? А вторую половину этой поговорки знаете? То-то и оно. У многих поговорок есть вторые половины, которые плебс отбросил, чтобы жить было легче. И смысл этих погорок изменился до обратного. Так вот, вторая половина про горшки: "но хорошие горшки обжигают только боги". Это в полной мере относится в аппарату Чака. И полетать всем подряд он дает на нем потому, что знает, насколько аппарат правильно ведет себя на земле и в воздухе. Мы попробуем рассказать про этот аппарат по возможности подробно, поскольку он, возможно, многим покажется интересным в свете введения в стране категории ультралайтов до 115 кг пустого веса, не требующих регистрации и СЛГ. А автожир Чака как раз в эту категорию и вписывается. У меня уже давно лежат эскизы и подробные фото узлов этого аппарата, т.ч. я постепенно постараюсь выложить здесь то, что может оказаться полезным для строителей, желающих построить ультралайт проверенной конструкции.

Ответов - 56, стр: 1 2 3 All

Admin: Рама аппарата собрана из трех круглых труб 3х0.065 дюйма, алюм. 6061-Т6, соединенных кластерами из листового 6061-Т6 толщиной 1/8 дюйма. При этом верхние кластеры крепятся на болтах и анкерных гайках, а главные кластеры, соединяющие балку с мачтой, приклепаны и образуют замкнутый силовой короб, являющийся также опорой кресла пилота. К нему же крепятся рычаги шасси и узлы навески моторамы: Кресло выгнуто из полдюймового бальсового шпона и оклеено в один слой стеклотканью. передние опоры кресла

Admin: Силовая установка - двухтактный двигатель Rotax-503 и двухлопастный маршевый винт WarpDrive. Эти пропеллеры хороши не только тем, что они переставные, но и тем, что позволяют легко менять при необходимости как диаметр винта, так и количество лопастей. Ступица винтов WarpDrive - это две пластины с распорными катушками. Меняя размер и форму пластин, что можно делать самому, можно из одного комплекта лопастей получать разные комбинации диаметра и числа лопастей. В остальном весь аппарат демонстрирует здоровый аскетизм, что в первую очередь проявляется в приборной консоли. - верхний прибор - механический указатель скорости (спидометр со старого авто) с датчиком в виде вертушки из полоски алюминия. Ниже - указатель оборотов ротора, тоже механический. Ну и под ним - указатель оборотов двигателя. Для тех задач, под которые Чак строил этот аппарат, больше ничего и не нужно. - ироничная подпись "высокотехнологичные тормоза" - простейшие педали с тормозными рычагами - передняя стойка практически в неизменном виде перекочевала потом на автожиры Dominator, где используется по сей день Продолжение следует

odissei: Интересная конструкция рычагов управления ротором! . Может есть еще фото этого узла - РУСа и далее от него?

Admin: Все будет в подробностях. Попозже - когда свет на аэродроме восстановят

DimFlow: Помогите с чертежами пожалуйста))(Marrckoff@yandex.ru)

AK: А напомните, пожалуйста, сколько весит Ротакс 503 в сборе, и сколько у него сил? Очень интересная машинка! Жду продолжения.

xoxol: немного информации об автожире здесь: http://www.gyromike.com/?attachment_id=115

DimFlow:

DimFlow: можно ли поменять трубы?тоесть вместо Ад33 взять д16т или вместо хромоливдена нержу??

Admin: AK пишет: сколько весит Ротакс 503 в сборе, и сколько у него сил? http://aviagamma.ru/503.html DimFlow пишет: можно ли поменять трубы? Можно и нужно. Если менять в лоб - то можно считать, что Д16Т и 6061-Т6 имеют примерно одинаковые показатели прочностей, поэтому, скажем, для замены основных труб мачты надо обеспечить сечение трубы. В оригинале использованы трубы диаметром 3" со стенкой 1.65 мм. При замене опираемся на площадь сечения трубы, тогда равноценной (не ухудшающей) заменой по прочности на растяжение будет, скажем, 60х2. Сегодня вечером выложу чертеж рамы с главными кластерами, адаптированный под метрические трубы. И кое-что еще :)

Admin: Первые чертежи и комментарии к русифицированной версии АЖ Чака можно смотреть и обсуждать в разделе ДСП в отдельной ветке, чтобы не путать обсуждение аппарата Чака с тем, что из него может получиться у вас. Доступ в раздел ДСП предоставляется всем постоянным участникам форума, заполнившим свой профиль согласно правилам форума.

DimFlow: На данном и на домике он 10градусов а зачем ,Для удобства или это каким то образом влияет на выводку вектора тяги?

Admin: Наклон мачты обычно делается для того, чтобы она работала преимущественно на растяжение, а не на изгиб. Ротор ведь в полете отклонен назад (открыт на набегающий поток), и угол этого открытия в горизонтальном полете на крейсерской скорости близок к 9-10 градусам (для роторов с низким качеством он выше). Вектор полной тяги ротора перпендикулярен плоскости его вращения (плоскости, в которой движутся концы лопастей). Т.е. в полете этот вектор отклонен назад на эти самые градусы. Если мачту поставить вертикально, она будет испытывать изгибающие усилия, а если отклонить мачту назад, то она будет в основном растягиваться. Растяжение парировать всегда легче, чем изгиб. Потому и наклоняют, чтобы иметь возможность мачту и ее крепления делать не чугунно-прочными, чтобы держали выламывающие усилия. Есть еще один практический смысл: оптимальное расположение кресла пилота - с наклоном спинки назад на 10-15 градусов (это для т.н. "самолетной" посадки; у планеров - больше, у вертолета - меньше). Если мачта стоит вертикально, кресло придется отодвинуть вперед, пустое место между мачтой и креслом не всегда можно рационально использовать.

DimFlow:

Admin: У тех, кто внимательно рассматривал фото АЖ Чака, неизбежно должен возникнуть вопрос: а как крепятся большинство элементов к круглым трубам рамы? Болты на фото видно, но они, как правило, с обоих сторон трубы, сквозных болтов там нет (и быть не должно). Чак использовал изнутри анкерные гайки двух типов. Один, т.н. gang nut plates - это анкерные гайки, собранные в полосу, т.е. несколько гаек, установленных на одной полосе. Это стандартное амерское сертифицированное крепежное изделие, выпускавшееся в полосах длиной около 1.8 метра (72 дюйма), от которого можно было отрезать нужную длину. Его обозначение - MS21067. Кстати, буквы MS в обозначениях американского крепежа и других комплектующих - это Military Standard. С помощью таких полос крепится, например, верхний кластер рамы у Чака. Второй тип - плавающие анкерные гайки, примерно вот такого вида: - плавающая анкерная гайка Прелесть их состоит в том, что гайка имеет некоторую свободу перемещения в обойме, что позволяет намного легче устанавливать в нее болт, чем в привычные нам анкерные гайки, выполненные в виде одной монолитной детали: - обычные анкерные гайки Типовые и плавающие анкерные гайки обычно делаются обжимными, т.е. фиксация в них резьбовой части болта происходит за счет того, что часть резьбы гайки сплющена и зажимает болт. Есть анкерные гайки с капроновым контрящим ободком, примерно такие:

AK: Admin пишет: AK пишет: цитата: сколько весит Ротакс 503 в сборе, и сколько у него сил? http://aviagamma.ru/503.htm Спасибо. Значит 40 сил хватает? А можно ли заменить Ротак Ванкелем? Как вы думаете?

Admin: AK пишет: Значит 40 сил хватает? А можно ли заменить Ротак Ванкелем? Как вы думаете? Ванкель - это ведь на сегодня только общее название разновидности двигателей. Так часто называют любые роторно-поршневые двигатели. А при выборе движка для конкретного проекта интересует конкретное соотношение мощности и веса силовой установки. Если оно вписывается в необходимое соотношение полетного веса и тяги маршевого винта - можно запрягать хоть Ванкеля, хоть Дизеля. Минимальной разумной цифрой, чтобы АЖ летал, считается соотношение тяги (не мощности!) к полетному весу, равное 0.4. Вообще же РПД на сегодня особого применения в авиации не нашли (да, в общем, и в автопроме тоже). Лет 15-20 назад более-менее успешный односекционный РПД мощностью как раз около 40 сил был разработан в Тольятти в СКБ РПД, но его автор, не найдя общего языка с руководством, увез права на двигатель с собой на историческую родину, где, видимо, ему стало не до того. ЗЫ: порылся сейчас в памяти: единственное, что пришло в голову насчет современного применения мелких РПД, так это двигатели под маркой Austro Engine (они же могут еще быть под маркой MidWest AE), там есть односекционный РПД на 40 кВт весом около 30 кг. Они ставятся, в частности, на мотопланеры Schleicher, но сомневаюсь, что это будет интереснее, чем б/у R503 в приличном состоянии.

marcons: Admin пишет: Первые чертежи и комментарии к русифицированной версии АЖ Чака... Готов взять на себя часть рутинной работы по этому проекту в Солиде. Прорисовку деталей, вплоть до крепежа, узлов, сборок, с последующим выводом чертежей. Вопрос только в совместимости версий. У меня SW 2010. Имеются так же версии 2009 и 2007.

Admin: Спасибо, Костя. Сам по себе АЖ Чака в оригинальном виде рисовать, наверное, имеет смысл только из научного любопытства, хотя в любом случае это было бы полезно. Да и амеры спасибо скажут Если же говорить о, скажем так, русифицированной версии, то там основная забота - это подбор комплектующих, определяющих геометрию изготавливаемых деталей. Я имею в виду кресло, колеса, топл. бак, двигатель и т.д. Поэтому рисование мне пока представляется вторичным - ему придется следовать за появляющимися комплектующими. С двигателем, например, не совсем понятно: R503 с производства снят, если кто будет строить аппарат под этот двигатель - придется искать б/у. В общем, есть над чем подумать. Я пользуюсь старым SW2006 и менять его не хочу, хотя есть все следующие версии. Просто привык, и мне для своих задач его вполне хватает. Чертежно-рисовальной работы в этом аппарате немного, там, повторюсь, основное - укомплектовать его определяющими элементами и плясать от их геометрии. На это понадобится какое-то время. Хотя, например, проводку управления ротором можно прорисовывать - ее нет необходимости менять. То же - про хвостовое оперение. По основным шасси надо понять, какую трубу брать на стойки. Вообще, исходя из задачи (ультралайт все-таки), туда просится титан, как и на рычаги.

DimFlow: Как вы рассматриваете возможность использовать карбоновые трубы.Опустим пока стоимость этого удовольствия.Чисто теоритически.

Admin: DimFlow пишет: возможность использовать карбоновые трубы 1. А вы попробуйте сначала сами для себя ответить на вопрос - есть ли у них какие-то очевидные преимущества, чтобы рассматривать. Если есть - попробуйте еще узнать, есть ли у них очевидные недостатки Когда речь идет о применяемости, то "чисто теоретически" можно хоть стеклянные, хоть чугунные рассматривать, а зачем? Мне интереснее рассматривать то, что имеет практический смысл. Поэтому цена сразу включается в круг оцениваемых плюсов-минусов. 2. Это ветка про оригинальный АЖ Чака Бити, его конструкцию и особенности. Русифицированная версия и возможности постройки чего-то похожего обсуждаются в соседней ветке.

DimFlow: хорошо ,А на счет силовых установок.Можно спросит какой бы вы посоветовали двигатель ?Я пока еще студент и в средствах стеснен и 503 мне не светит.Какая на ваш взгляд наилучшая альтернатива ротаксу ?(кроме рмз)

Admin: DimFlow пишет: наилучшая альтернатива ротаксу? Б/ушный Ротакс. Вам не понравится, но: если стесненному в средствах студенту не светит нормальный ротор и другие ответственные компоненты, то стоит отложить постройку или присоединиться к более обеспеченным строителям/летателям. Поверьте, вы ничего не потеряете. Скорее, приобретете опыт и знания - бесплатно. И, возможно, кое-что гораздо более ценное сохраните - благодаря тому, что не будете из-за вынужденной экономии идти на компромисс с безопасностью конструкции. Стесненный в средствах студент - вовсе не преступление, мы многие через это проходили. Но это не значит, что по бедности можно пренебрегать безопасностью. Встречный вопрос: как вы думаете, кому было адресовано вот это замечание: Admin пишет: Это ветка про оригинальный АЖ Чака Бити, его конструкцию и особенности. Русифицированная версия и возможности постройки чего-то похожего обсуждаются в соседней ветке. ?

Valentin: Добрый вечечер,будте любезны ответить на вопрос.Сушествовала ли версия етого апарата с верхней ручкой ? Заранее благодарен.

Admin: Valentin пишет: Сушествовала ли версия етого апарата с верхней ручкой ? Нет, не существовала. Этот аппарат был построен в единственном экземпляре. По его мотивам было построено другими людьми несколько клонов, среди них были с верхней ручкой.

Valentin: Можно ли обнаружить на ветках ЛТХ етой машины ?Довольно продумано....

Admin: Valentin пишет: Можно ли обнаружить на ветках ЛТХ етой машины ? Вряд ли. Она в них никогда не нуждалась Вес аппарата 110-115 кг, мощность движка - 50 л.с., ротор DW21. Для открытого одноместного АЖ эти цифры определяют скорости, скороподъемность и качество. А маневренность, устойчивость, управляемость и поведение на земле цифрами ЛТХ не описываются. Летает оно вот так: На этом аппарате было проведено много интересных экспериментов. На нем Чак впервые опробовал слайдер на втулке ротора. Какое-то время поначалу на нем экспериментировали с роторами. Вот здесь аппарат летает с ротором, имеющим вертикальные шарниры лопастей:

marcons: Admin пишет: ...летает с ротором, имеющим вертикальные шарниры лопастей... Резюме Чака об этом роторе известно?

Admin: Да, известно. Затея себя не оправдала, там вылезают дополнительные ощутимые проблемы, требующие аккуратных и относительно дорогих технических решений. Подробно описывать пришлось бы довольно долго, пока не до того, - вряд ли у нас кто в обозримом будет этим заниматься (из тех, кто дозрел). На ротарифоруме Чак в нескольких ветках (старых) описывает всю историю с этими шарнирами и другими ухищрениями

Valentin: Судя по снимкам втулка тоже чтото свое ?

Admin: В те времена люди с уровнем подготовки и опытом, как у Чака, чаще почти все делали свое. На этом аппарате, в частности, впервые был опробован продольный слайдер на втулке, - на фото видны пружины на концах шарнира по крену.

Valentin: Нескромный вопрос.Чем задействована образовавшаяся емкость между вертикальным пилоном и спинкой сидения ?Запуск если не ошибаюсь ручной ?

Admin: Вы имеете в виду "чем заполнена"? Ничем. Запуск ручной.

Valentin: Странно если присмотрется то ето техтворение напоминает какоето насекомое ,наверное кузнечика....? Ведь выносил же человек в своей голове ЕТО с етим ложился спать с ЕТИМ просыпался ,не исключено КОМУТО подражал ,не человеку точно ,и сто пудов бумажки появились уже потом а детальные еще чють позже..... Хотелось бы увидеть лицо конструктора, когда апарат вывесили, неговоря отом выражении лица когда произошел первый ! ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ОТРЫВ!!! Иужь точно до утра не уснул.Наверное потому что в такое мгновение ПРЕТ НЕ ПО ДЕТСКИ!!!!! !Думаю такое состояние душы и есть оплатой себе за свои труды. Попустило....ПО НОВОЙ... Все просто если человек идейный и к тому же творческий и упаси господь выросли золотые руки ...../не важно от куда/ и какими глазами он на ето смотрит.... А суть у басни такова...Толковые мужыки рожают толковые чертежи не зависимо от срока положения.....

Valentin: Админ ответте пожалуйста, применены ли в конструкцыи шасси етого апарата сварные соединения ?

Admin: Шасси там из стальных труб, поэтому сварка там используется, что вполне логично.

Valentin: Предполагаю 30хгса труба выкатана в каплю ?

Valentin: Пардон за назойливость .Судя о мощности двигателя, диаметре ротора ,высоты верт пилона апарат нетакой уж тихоход . Оперение говорит обратное ,апарат очень устойчив по курсу на малых скоростях и с выключеным двигателем. Меня интересует минимальная скорость горизонтального полета ? Может ошибаюсь. В авиации я новичок .

Admin: Valentin пишет: Может ошибаюсь в Авиацыи новичок . Это мы уже поняли, т.к. правильно пишется или "авиации", или "авіації" Возможности аппарата, в т.ч. его скоростной диапазон, хорошо видны на видео по ссылке выше. Высотой мачты скорость не определяется.

Valentin: Помилки виправив, тепер все гаразд?Можливо ! Я предполагал что апараты с боле длинной мачтой устойчивы по крену,тангажу, следовательно на малых скоростях апарат послушнее чем апарат с короткой мачтой. ???

flycat: Что-то не слышно никаких новостей по этому автожиру? Проект больше не развивается?

AcroBatMan: АЖ Чака Бити - не проект, а давно построенный и до сих пор регулярно летающий аппарат. В этой ветке постепенно о нем будет рассказано по возможности подробно, пока для этого не хватает времени.

22-ой: Вопрос к Admin. Ва писали ротор DW21. Насколько я знаю DW вапускает роторы 22-28 откуда 21?

AcroBatMan: 22-28 - это стандартная линейка коммерческих роторов DragonWings. Но в порядке экспериментов Эрни много чего интересного делал Роторы DW появились в сильной степени благодаря Чаку Бити, соотв., и эксперименты с роторами проводились с его участием, т.ч. ничего удивительного, что Эрни сделал для него такой ротор, какой был нужен. Сейчас он меньше 22 футов не продает. Иван Маковка не так далеко от вас недавно с помощью ножовки сделал из 22-футового 20 футовый, но, к сожалению, прожил этот ротор совсем недолго и был убит раньше, чем показал себя в полете. Надеюсь, Иван найдет время описать процедуру обрезания.

22-ой: А на Гвидон какой ротор планируется 1. DW 22 ,2. пилить ножовкой,3. к Эрни на поклон,4. другой вариант?

AcroBatMan: Там примерно понятно, какого диаметра и веса нужен будет ротор, а какой именно - нужно решать тогда, когда сам проект встанет на колеса. К этому времени могут появиться и другие варианты.

22-ой: Спасибо. Подождём

Lastovoi: АБМ. а куда исчез проект "Гвидон" ?

alexcrazy: Lastovoi пишет: а куда исчез проект "Гвидон" ? Проект на месте, его просто не видно в заголовке.

Lastovoi: alexcrazy пишет: Проект на месте, его просто не видно в заголовке. alexcrazy, спасибо, отыскал. Вчера пытался открыть, а там везде пусто, чуть инфарк не получил.

alexcrazy: Lastovoi пишет: alexcrazy, спасибо, отыскал. Вчера пытался открыть, а там везде пусто, чуть инфарк не получил. Меня тоже самое, я думал это только у меня такое , потом вышел из лички и понял что у всех.

flycat: 22-ой пишет: АБМ. а куда исчез проект "Гвидон" ? Что за проект? Нигде не нашел такого.

22-ой: flycat пишет: 22-ой пишет: цитата:АБМ. а куда исчез проект "Гвидон" ? Что за проект? Нигде не нашел такого. Будьте внимательней я такого не писал А проект "Гвидон" находиться в разделе Проекты

dats: Приветствую всех на форуме! Хочу подобрать тубы для рамы, подскажите каке лучше. Продают в основном размером 80х2мм АД31 и Д16Т

odissei: Трубы вот тут можно купить http://www.quad.ru/production/altube.php

dats: Там вроде до 65 мм в таблице. Хотел узнать про марку труб которая подойдет для рамы, предлагают еще квадратного сечения.



полная версия страницы