Форум » Вопросы теории » Программа Ч.Бити для расчета основных параметров автожира » Ответить

Программа Ч.Бити для расчета основных параметров автожира

AcroBatMan: Большинство тех, кто интересуется автожирами, уже знакомы с программой Ю.Тервамяки. Кроме нее в разное время были написаны еще несколько программ, с разной степенью аккуратности позволяющих оценивать параметры автожира. Одна из наиболее аккуратных (хоть и не такая симпатичная, как финская) - программа Чака Бити, написанная лет 20 назад. Для удобства пользователей мы ее русифицировали: Скачать программу можно тут: http://yadi.sk/d/iuyrFz7nDmAZt Это простой небольшой файл Excel. Пользоваться ей просто: подставляем интересующие числа в ячейки с белым фоном столбца С, в ячейках с желтым фоном наблюдаем результаты. Кто еще не успел - придется привыкнуть к имперской системе мер (дюймы, футы, фунты и т.д.), но это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Ответов - 28, стр: 1 2 All

Брюн: По программе получается, что даже для легкого, но двухместного АЖ, как "Твист" или "Домик", роторы DW с их 7-дюймовой хордой вроде как и не оптимальны с точки зрения нагрузки на лопасть - в смысле высоких скоростей на законцовках? Или это не единственный фактор при выборе ротора?

AcroBatMan: Все правильно. С увеличением диаметра коэффициент заполнения роторов DW падает ниже оптимального. Для 27 футов он еще туда-сюда, а для 28 футов дефицит заполнения уже становится неприличным, поскольку диаметр ротора и площадь лопасти (при неизменной хорде) растут линейно, а площадь ометаемой - квадратично. Это одна из причин, по которым Эрни даже не включает 29 футов в свою официальную линейку выпускаемых роторов. Однако не все так печально. Во-первых, имея дело с двухместным автожиром, всегда приходится искать компромисс параметров в диапазоне от одного легкого пилота с почти пустым баком в морозный зимний день до двух хомяков с полным баком в жаркий летний полдень. Для легкого АЖ это довольно широкий диапазон, т.к. вилка даже при хорошо сбалансированном подходе достигает 40-45% полетного веса. По этой причине в идеале нужно иметь два ротора разного диаметра. Кроме того на выбор ротора влияют и другие факторы: цена, доступность, вес, момент инерции, крутка, профиль и даже исполнение - в зависимости от предстоящих условий его работы и конкретного аппарата. К примеру, австралийские пастухи для своих одноместных бешеных табуреток часто предпочитают экструдерные роторы клееным только потому, что летают все время на предельно малых и абразивный износ от пыли, песка и москитов (а вы как думали - они тоже ведут к абразивному износу, т.к. у земли быстро налипают на лопасть, засыхают в камень в течение одного полета и требуют, чтобы ротор регулярно оттирали) быстрее доведет тонкую обшивку клееного ротора до необходимости его замены, чем толстокожий экструдер.

Брюн: Почти понятно Получается, что обороты ротора не совсем функция диаметра?

AcroBatMan: Конечно. Обороты - в первую очередь функция нагрузки на лопасть, а не на ометаемую. Поэтому и всплыл коэфф. заполнения.

SkyCat: Здравствуйте. Подскажите, плиз, эта программа считает только двухлопастные роторы? Можно ли с помощью неё просчитать характеристики трёхлопастного ротора? Спасибо.

AcroBatMan: Да можно, если творчески подойти - аккуратно пересчитать коэфф. заполнения, например. С углом взмаха тоже придется поработать, если, конечно, сильно нужно.

SkyCat: Честно говоря, у меня интерес сугубо не академический. Просчитал параметры ротора по этой программе и хочу понять, изменятся ли в лучшую сторону показатели ротора при установке трёх лопастей, а не двух. В частности, можно ли уменьшить диаметр ротора? Снизятся ли обороты ротора при той же нагрузке на ометаемую? То, что углы маховые поменяются или изменится сводка сопротивлений ротора, то понятно, но это уже высшие материи. Я пока до них не дошёл.

AcroBatMan: Диаметр уменьшить не получится, т.к. нагрузка на ометаемую должна оставаться в тех же известных пределах - от 5.5 до 8-9 кг/кв.м. Обороты ротора зависят не от нагрузки на ометаемую, а от нагрузки на лопасть. Стоимость и сложность ротора вырастут на порядок. Еще и проблему земного резонанса придется учитывать.

SkyCat: AcroBatMan пишет: Обороты ротора зависят не от нагрузки на ометаемую, а от нагрузки на лопасть. Может я и не прав, но если мы вводим дополнительную лопасть в ротор, то, соответственно делим нагрузку на ротор пропорционально на каждую лопасть? И, получается, что нагрузка на одну лопасть снижается. Значит и обороты ротора и нагрузка от центробежных сил снизятся. Прошу прощения за кучу вопросов в не профильной теме.

AcroBatMan: SkyCat пишет: Может я и не прав, но если мы вводим дополнительную лопасть в ротор, то, соответственно делим нагрузку на ротор пропорционально на каждую лопасть? "Нагрузка на лопасть" не зависит от числа лопастей. Размерность этой величины - килограмм на кв. метр. Это полетный вес аппарата, деленный на общую площадь лопастей. В общем, две широких или пять узких - для этого параметра без разницы.

SkyCat: А если площади лопастей одинаковы, но разное количество? Две, три или четыре,то, соответственно, нагрузка на каждую лопасть в отдельности снижается? Понятно, что при этом увеличивается коэффициент заполнения, что в свою очередь тоже приведёт к изменению каких то характеристик ротора. Не подумайте, что пытаюсь с Вами спорить, просто очень хочу докопаться до сути...И по поводу "земного резонанса", может подскажите, что за зверь такой или, хотя бы, где об этом можно почитать? Ещё раз, спасибо за ответ.

AcroBatMan: SkyCat пишет: по поводу "земного резонанса", может подскажите, что за зверь такой или, хотя бы, где об этом можно почитать? Насчет всего остального - почитайте для начала какой-нибудь простой учебник по несущим винтам. Вы впустую потратите время пытаясь внести в автожиры что-то новое, не зная базовых понятий и принципов. "Все уже украдено до нас"

SkyCat: AcroBatMan пишет: Насчет всего остального - почитайте для начала какой-нибудь простой учебник по несущим винтам. Этим сейчас и занимаюсь.. Спасибо за видео. Буду разбираться.

Sterch1955: "А если площади лопастей одинаковы, но разное количество? Две, три или четыре,то, соответственно, нагрузка на каждую лопасть в отдельности снижается? Понятно, что при этом увеличивается коэффициент заполнения, что в свою очередь тоже приведёт к изменению каких то характеристик ротора. Не подумайте, что пытаюсь с Вами спорить, просто очень хочу докопаться до сути..". Эта функция относится только к лопастям автожира? Или к ротору вертолета,тоже самое?

Sterch1955: Sterch1955 пишет: Обороты ротора зависят не от нагрузки на ометываемую, а от нагрузки на лопасть. Стоимость и сложность ротора вырастут на порядок. С чего именно складывается нагрузка на лопасть? Не совсем понятно...

AcroBatMan: Sterch1955 пишет: Эта функция относится только к лопастям автожира? Или к ротору вертолета,тоже самое? То же самое. Sterch1955 пишет: С чего именно складывается нагрузка на лопасть? Нагрузка на лопасть - это полетный вес аппарата, деленный на суммарную площадь лопастей. Т.е. какой вес приходится на кв. метр площади лопасти.

DAMIR: Вопрос так и не раскрыт. Допустим, имеем два ротора. Один двухлопастный качельный. Другой трёхлопастной со свободным креплением лопастей. Диаметр у обоих одинаков - 6м. Сами лопасти тоже идентичны - экструдат. Вес аппарата постоянный (без учета третьей лопасти и чуть тяжелей втулки). Получается, нагрузка на ометаемую одинакова. Нагрузка на лопасть уменьшилась. Коэф. заполнения увеличился. Вопрос - как изменятся обороты?

AcroBatMan: DAMIR пишет: Нагрузка на лопасть уменьшилась. Вопрос - как изменятся обороты? Ответ очевиден - нагрузка уменьшилась, обороты тоже уменьшатся. Примерно в 1.2 раза - как кв. корень от изменения нагрузки на лопасть.

DAMIR: AcroBatMan пишет: Ответ очевиден - нагрузка уменьшилась, обороты тоже уменьшатся. Значит, имея одни и те же лопасти, но делая трёхлопастной ротор, нужно уменьшить диаметр? Этим увеличивается нагрузка на ометаемую, что в свою очередь увеличит нагрузку на лопасть. Что в таком случае является ключевым - нагрузка на ометаемую, или на лопасть?

AcroBatMan: DAMIR пишет: Этим увеличивается нагрузка на ометаемую, что в свою очередь увеличит нагрузку на лопасть. Это как? Сделайте полезное дело: возьмите листок бумаги, запишите исходные данные, посчитайте, внесите изменения при увеличении числа лопастей, посчитайте еще раз, результаты опубликуйте здесь. Еще неплохо бы написать, откуда вы собираетесь раздобыть трехлопастный ротор. И на что вы его собираетесь поставить

DAMIR: Двухлопастный ротор: вес аппарата 200кг диаметр ротора 6м хорда лопасти 0.18м нагрузка на ометаемую 7.07кг/м2 коэф. заполнения к=0.0382 нагрузка на лопасть 185кг/м2 Трёхлопастный ротор: вес аппарата 200кг диаметр ротора 6м хорда лопасти 0.18м нагрузка на ометаемую 7.07кг/м2 коэф. заполнения к=0.0573 нагрузка на лопасть 123кг/м2 У трёхлопастного ротора снизилась нагрузка на лопасть. Значит обороты должны снизиться тоже? Трёхлопастный ротор: вес аппарата 200кг диаметр ротора 5м хорда лопасти 0.18м нагрузка на ометаемую 10.2 кг/м2 коэф. заполнения 0.0687 нагрузка на лопасть 148 кг/м2 Стало быть, с уменьшением диаметра увеличились обороты, так как увеличилась нагрузка на ометаемую и на лопасть. Я правильно понимаю?

AcroBatMan: DAMIR пишет: У трёхлопастного ротора снизилась нагрузка на лопасть. Значит обороты должны снизиться тоже? AcroBatMan пишет: Ответ очевиден - нагрузка уменьшилась, обороты тоже уменьшатся. Примерно в 1.2 раза - как кв. корень от изменения нагрузки на лопасть. DAMIR пишет: Стало быть, с уменьшением диаметра увеличились обороты, так как увеличилась нагрузка на ометаемую и на лопасть. Я правильно понимаю? Обороты увеличатся, т.к. увеличится нагрузка на лопасть.

DAMIR: Насколько я понимаю, при "введении" третьей лопасти (без уменьшения хорды) нужно уменьшить диаметр для сохранения оборотов. Но, нужно найти компромисс между нагрузкой на ометаемую, и на лопасть. Т.е. не выйти за рамки рекомендаций по нагрузке на ометаемую. Какой параметр здесь в приоритете?

AcroBatMan: AcroBatMan пишет: неплохо бы написать, откуда вы собираетесь раздобыть трехлопастный ротор. И на что вы его собираетесь поставить Без ответов на эти свои вопросы не вижу смысла тратить время на ваши.

DAMIR: AcroBatMan пишет: Без ответов на эти свои вопросы не вижу смысла тратить время на ваши. К сожалению, пока с уверенностью на все сто, не смогу дать ответ... Но, неужели мои вопросы настолько глупы и бессмысленны? Что плохого в том, что я хочу узнать и понять некоторые ньюансы этой темы?

AcroBatMan: DAMIR пишет: Что плохого в том, что я хочу узнать и понять некоторые ньюансы этой темы? В этом - ничего. Просто ответы на все эти вопросы есть в книжках, пересказывать их - даром тратить время. Я бы его тратил, если бы видел, что это нужно для практических целей. А вы уже пять лет третесь вокруг автожиров без каких-либо признаков дальнейшего развития. Ну и? Я с самого начала писал, что начинать занятие автожирами надо с близкого знакомства с нормально летающими предметами. А не с бесконечного бла-бла-бла о виртуальных роторах. С этим - на соседний форум, там таких много.

DAMIR: Справедливо. ОК! Пысы: посоветуйте, пожалуйста, "взрослую" книгу по теме.

AcroBatMan: Г.Глауэрт - Основы теории крыльев и винта Сатаров А.Г. - Упрощенный расчет автожира Гессоу А., Мейерс Г. - Аэродинамика вертолёта Братухин И.П. - Автожиры. Теория и расчёт



полная версия страницы