Форум » Общие вопросы устройства автожира » Предварительная раскрутка: назначение, типы, плюсы-минусы » Ответить

Предварительная раскрутка: назначение, типы, плюсы-минусы

Admin: Предварительная раскрутка предназначена для придания ротору начальных оборотов перед разбегом и взлетом. Для того, чтобы ротор начал вращаться под действием набегающего потока воздуха, ему нужно сообщить начальные обороты. В зависимости от типа ротора минимальные начальные обороты могут быть разными, обычно от 50-60 до 120-140 об/мин. Для большинства современных роторов эффективной считается раскрутка до 60-70% полетных оборотов. Так, ротор DW28, раскрученный до 180-190 об/мин на двухместном АЖ "Твист" позволяет взлетать с разбегом 30-40 метров вдвоем в штиль. Самые простые одноместные автожиры могут не иметь системы предраскрутки и перед разбегом ротор раскручивается пилотом от руки. При сильном ветре взлет без предварительной раскрутки возможен и на более тяжелых АЖ с большими роторами. Однако в безветрие отсутствие раскрутки или ее малая эффективность увеличивают разбег в разы. С некоторыми роторами взлет без системы предварительной раскрутки в безветрие невозможен. Источником энергии для системы предварительной раскрутки чаще всего является маршевый двигатель. Другие распространенные варианты: небольшой вспомогательный бензиновый двигатель, электродвигатель, ручной (на маленьких АЖ) привод по типу кик-стартера. Встречается экзотика типа авиамодельных двигателей, закрепленных на роторе, или использование реактивной тяги, например, от перекиси водорода. При использовании раскрутки от маршевого двигателя необходимо обеспечить плавное включение. Это связано с тем, что при включении раскрутки двигатель уже имеет обороты, а ротор еще не вращается. Требуется какое-то время, чтобы обороты двигателя и ротора синхронизировались. К примеру, привод раскрутки выполнен с отбором мощности с коленвала, холостые обороты двигателя 1800, а передаточное отношение в раскрутке составляет 1:50. Тогда полная синхронизация ротора и двигателя произойдет по достижении ротором оборотов 1800:50=90 об/мин. До этого привод раскрутки должен иметь возможность проскальзывания, как в автомобильном сцеплении. Для решения этой задачи используют чаще всего дисковое сцепление ("Чижик", "Казачок") или проскальзывание приводного ремня (Dominator, "Твист", АМ-1). Из трех наиболее распространенных типов раскрутки наиболее эффективной является карданная, следом за ней идет гибкий вал. Гидравлическая раскрутка, применяемая на тандемах "Твист", АМ-1 и Dominator, уступает этим двум по всем параметрам. Единственный ее плюс - возможность прицепить раскрутку там, где кардан или гибкий вал не встают по конфигурации аппарата. У этих тандемов длинный верхний кластер мешает прицепить верхнюю часть раскрутки, поэтому и была выбрана гидравлика. Хотя в Ижевске карданная раскрутка была успешно установлена на "Твист". Эффективность раскрутки оценивается по двум параметрам: достигаемым оборотам и времени раскрутки до этих оборотов. Гидравлика на "Доминаторах" и их деривативах раскручивает при нормальной настройке 28-футовый ротор DW до оборотов 180 в течение 40-50 секунд. Кардан на МТОспорт разгоняет ротор диаметром 8.4 м до оборотов 240 за 25-30 секунд. Еще более эффективна раскрутка АЖ Calidus - ротор диаметром 8.4 метра, но с бОльшим моментом инерции, чем у МТОспорт, раскручивается за 22-25 секунд до оборотов 250-260. Это достигается за счет использования дисковой муфты сцепления, более эффективной, чем ременной привод МТшки. В последнее время получают все большее развитие опыты с использованием электромоторов для раскрутки, поскольку современные электромоторы уже имеют вполне приличную удельную мощность (по отношению к собственному весу), но время таких систем еще не пришло по двум причинам: - вес и цена мощных электромоторов пока относительно высоки - требуется мощный легкий источник тока (при этом аккумулятор должен иметь не только возможность отдавать большой ток, но и достаточную емкость, которой хватит для совершения работы по раскрутке ротора) Считается, что через несколько лет электическая раскрутка заменит остальные, а пока более практичными являются кардан и гибкий вал. Гидравлика уступает им еще по двум параметрам: она дорогая и более сложная в эксплуатации. Карданная при правильном исполнении является также наиболее ресурсной. Гибкий вал сам по себе имеет малый ресурс и часто рвется раньше времени в малоопытных руках при слишком резком включении. (статья в процессе написания)

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

Admin: Вопрос от flying_77 и ответы перенесены в соответствующий раздел

МУК: Подскажите, а сколько выдаёт давление по факту гидронасос при 180-190 об\мин ,к примеру ротор DW 25-28 фут и как это можно просчитать.

Admin: Не совсем понял (совсем не понял) сути вопроса. Давление насоса надо брать из его технических характеристик. Но давлением требования к насосу не ограничиваются - он еще должен иметь на этом давлении определенную производительность. Потребная мощность для вращения на 180-190 об/мин для DW25 и 28 отличается примерно в два раза, т.ч. эта часть вашего вопроса тоже не понятна. Посчитать потребную мощность без подробных данных об аэродинамике конкретного ротора не получится, а эти данные не опубликованы. Да и нет большой нужды, т.к. про DW достаточно знать, что пара насос-мотор фирмы Gresen-Parker крутит DW28 до 180-190 об/мин, если это пара насос 20025 и мотор 20020. Ротор DW25 та же пара крутит до 220-240 об/мин. Если нужны более подробные сведения - лезете в Инет и достаете подробные технические х-ки этой пары. В конечном итоге вы увидите, что передаваемая при этом мощность - порядка 5-6 кВт. Эффективность раскрутки зависит в значительной степени не только от названия насоса, но и от организации раскрутки вообще. Маленький диаметр шлангов, неправильно подобранные передаточные отношения от двигателя на насос или от мотора на ротор, плохо организованный прижим ремня - и раскрутка крутит намного хуже, чем у соседа.


МУК: Согласен вопрос был поставлен не очень понятно,извините. Но по вашему ответу всё понятно, спасибо.

odissei: Вопрос по гибкому валу.В верхнем приводе раскрутки посадочное место вала, имеет квадратное отверстие, куда вставляется гибкий вал, конец которого тоже имеет форму квадрата.Суть: когда квадрат гибкого вала вставляется в квадратное отверстие на валу сборки бендикса, нужно его как то фиксировать чтобы не вылетал, или он никуда не денется за счет того, что стоит в распор между "нижним приводом" раскрутки и "верхним приводом"??вроде как никуда не должен деться...

AcroBatMan: Во всех известных конструкциях вал не фиксируется. Ему действительно некуда деваться. Фиксация, скорее, была бы даже во вред, т.к. при работе длина вала незначительно, но меняется за счет скручивания, плавающие концы компенсируют такое изменение.

iberic: Admin пишет: пара насос-мотор фирмы Gresen-Parker Саш, какое масло используется в этой системе?

AcroBatMan: Масло для автоматических трансмиссий, обычно Dexron 2.

iberic: Саш, а можно какое-нибудь фото привода гидрораскрутки с Твиста? Есть ли там какой-нибудь тормоз? У меня получается, что мотор привода постоянно работает, даже с сильно прослабленным ремнем.

AcroBatMan: Было бы больше пользы, если ты свою показал - м.б. по фото мы сможем сразу и понять, почуму он все время крутится. Тормоза раскрутки на "Твисте" нет, и необходимости в нем нет, т.к. работает без нареканий. Толковых фото под руками нет, только вот такое нашел: Это раскрутка на двигателе Simonini V2P, аппарат упакован для отправки. Обрати внимание на штырьки по бокам от ремня, - в них 80% фокуса, как сделать такую раскрутку надежной и максимально эффективной. В общем, сделай детальные фото своей раскрутки, я скорее всего смогу показать на них, что стоит подшаманить.

iberic: Фоты:

AcroBatMan: Это стандартная раскрутка от Эрни. Попробуй сделать следующее: 1) отрегулировать прижимной ролик так, чтобы в выключенном состоянии он только касался ремня, но не изгибал его 2) проверить состояние рабочей (внутренней) поверхности ремня. Возможно, он от старости стал мягким и липким. Если промыть бензином не поможет, - заменить ремень 3) ведущий шкив промыть чистым бензином 4)рабочую поверхность ремня смазать тальком (детская присыпка из аптеки подойдет) 5) отрегулировать натяжение ремня, перемещая плиту гидромотора вверх-вниз. Добиться такого натяжения, чтобы в выключенном состоянии ремень имел минимальный провис, но при этом без усилия перемещался пальчиками поперек ведущего шкива, т.е. вперед-назад по полету 6) если не поможет, придется ставить по бокам штырьки, как у меня на фото, потом расскажу подробно, как. Обычно они на 90% решают проблему. У нас с этими штырями раскрутки на "Твистах" работают много и без проблем. Эти штыри при выключении раскрутки не дают ремню за счет собственной упругости растопыриваться в стороны, заставляя его оттопыриваться вниз, образуя необходимый зазор с ведущим шкивом в нижней точке. На моей фотографии их по два с каждой стороны, это из-за большой длины ремня, в твоем случае нужно только по одному с каждой стороны. Делаются из любого болта М6, у которого отпиливается шляпка, а в плите нарезается резьба М6

iberic: AcroBatMan пишет: Попробуй сделать следующее: Спасибо! Идею уловил, буду воплощать! Прижимной ролик уже отрегулировал, в отпущенном состоянии не касался ремня. Фото сделаны были раньше..

AcroBatMan: Вот насчет штырьков: Ремень в отпущенном и натянутом состоянии: Образец установки штырька:

Георгий-49: У каких автожиров имеется раскрутка позволяющая докручивать тяжелый 30ф ротор во время разбега?

AcroBatMan: У всех, Гера, кроме карданных, если на концах у них стоят не ШРУСы, а шарниры Кардана. На немецких, испанских и французских евромыльницах в карданных раскрутках стоят шарниры Кардана, именно они не позволяют отклонять ротор назад во время раскрутки. Если вместо них поставить ШРУСы, то и они смогут. Но в лоб туда ШРУСы не лезут, надо дорабатывать втулку ротора.

Георгий-49: От какой техники можно выбрать подходящий для нас ШРУс? Я давно приобрел от жигулей, но так и не решился применить из за большого веса и подозрительной фиксации шлицевого вала на нем. Может у кого есть наработки в этом смысле?

AcroBatMan: От квадриков. Самый маленький, который мы нашли - передний правый от Kawasaki https://www.amazon.com/Kawasaki-Brute-Force-front-09-2013/dp/B00UY1DQNS

Георгий-49: 1024x614 http://shot.qip.ru/00Sl60-67nKaaTt8/ из шлицевого вала который фиксируется в этом шрусе можно сделать вал для бендикса, в другом варианте перевернуть шрус и с помощью втулки закрепить к существующему валу бендикса, какой вариант предпочтительнее?

AcroBatMan: Шлиц удобнее под гранатой.

Георгий-49: На головке прикручен ведомый шкив с колличеством зубьев 108 вроде. Под все ротора идет как бы стандартная головка, а по логике вроде, чем больше ротор, тем больше должен быть этот шкив? для того чтобы сохранить кардан например. И еще приводной ремень с 6ю ручьями нужно ли увеличивать с 6РК допустим до 7РК или 8РК? при применении механизма сцепления конечно и с нижним шкивом с ручьями. С натягом ремня для раскрутки больше экспериментировать не буду с большим ротором это не проходит.

AcroBatMan: Отдельно от остального размер зубчатого венца на втулке ротора значения не имеет. Имеет значение общее передаточное отношение от коленвала на ротор. Если есть желание докручивать ротор на разбеге, то это общее передаточное отношение должно быть таким, чтобы оборотам ротора для начала разбега соответствовали такие обороты двигателя, которые позволят аппарату начать движение с учетом уже существенного на этот момент сопротивления ротора. В нашем случае - грубо: 180-200 об/мин на роторе --->> 3600...4000 об/мин на двигателе. Т.е. общее передаточное отношение 1:20. Передаточное отношение от бендикса на венец n2= 9:108=1:12 Передаточное отношение на твоем двигателе от коленвала на вал винта n1=? Передаточное отношение с вала винта на кардан n3 --->> это отношение диаметров шкивов Если угловой редуктор 1:1, то общее передаточное получаем умножением n1*n2*n3 Что касается приводного ремня, то для 30-футового ротора увеличением кол-ва ручьев поликлинового ремня ты мало чего добьешься. Там по уму надо ставить два клиновых ремня, как на Magni и "Ксенонах". Ну, а нежелание экспериментировать с натяжением ремня - дело, конечно, хозяйское. Пусть с ним экспериментируют те, кто имеет достаточно терпения и упертости, чтобы получать максимальный результат.

Георгий-49: Саш! С натяжением ремня больше 160 оборотов не получается даже если жму 2я руками, но там всплыло много другого. Например при резком выключение раскрутки бендикс не успевает отключиться от зацепления со шкивом и если есть тормоз верхнего шкива на двигателе, то ремень режется этим тормозом на лапшу. Если не ставить тормоз идет подкручивание приводного вала в полете, эффект тот же. Никакие ограничители изгиба ремня не помогают. При подкручивании вала сложно включить раскрутку приходиться останавливать двигатель. Много ремней разных фирм пробовал, но зимой застывают все сохраняя свою форму. У Чижика ремень всегда натянут и раскрутка получается довольно плавная. Механизм сцепления я сделал еще в 2013г и только сейчас хочу установить. А у кого получилось раскрутка 30ф ротора до 200 оборотов на поликлиновом ремне на долговременной основе?

Георгий-49: Из этих шкивов, которые имеются проточить под клиновые не получиться, надо точить новые, а вот ручьи на гладком шкиве я уже сделал. Теперь на обоих шкивах ручьи. Прижимной пятак чугунный увеличенного диаметра до 125мм

AcroBatMan: Георгий-49 пишет: С натяжением ремня больше 160 оборотов не получается даже если жму 2я руками при резком выключение раскрутки бендикс не успевает отключиться от зацепления со шкивом Никакие ограничители изгиба ремня не помогают. Много ремней разных фирм пробовал, но зимой застывают все сохраняя свою форму. Гер, ты кому это рассказываешь? - на "Твистах"-то почему-то эти проблемы решились. Бендиксы вовремя отскакивают, ремни не дубеют, ограничители ограничивают. Но добиться всего этого удалось путем внимательной доводки системы. У тебя, например, из-за особенностей проводки троса включения раскрутки потери на сопротивления в ней довольно большие, поэтому и жмешь двумя руками без большого успеха. В этом случае тебя "прижимной диск увеличенного диаметра" не спасет - прижимать-то его с тем же усилием придется. А перегреваться при проскальзывании он будет быстрее, чем ремень. Но, в общем, конечно, дело хозяйское.

iberic: Есть небольшой опыт настройки раскрутки гибким валом и гидравликой. Тонкая система, что одна, что другая. Чуть пережал ремень - привод подкручивает постоянно, чуть отжал больше нормы - не крутит до нужных оборотов. Нужно сначала начать (имеется ввиду, что передаточное посчитано правильно): разобрать - вымыть - смазать бендикс так, чтобы под собственным весом падал, ход троса, состояние шкивов (помыть - почистить и высушить досуха), ремень, его натяжение в отпущенном и зажатом состоянии. Короче, кропотливая работа. Постепенно, шаг за шагом, все решится. Попробуйте установить ремень заведомо пережатый, наверняка, так сказать - сколько раскрутка выдаст?

iberic: Вот такие варианты есть. Обратите внимание, на многих стоит тормоз привода.

Георгий-49: С 28Ф ротором более менее все работает до 200 оборотов, с 30ф намного хуже. обор дв 1400:2.46(редуктор)х 1.3(верхний шкив)х1.7(угловой рудуктор):12(кардан)= 104 оборота на холостом ходу до этих оборотов сил хватает дальше нет,но раскрутить все таки возможно. Хотелось бы без проблем до 200. Поэтому и ставлю сцепление, а возможно и докрутку за одно. Дальше видимо придется ставить клиновые ремни , тормоз отпадает сам по себе с применением сцепления.

AcroBatMan: Георгий-49 пишет: С 28Ф ротором более менее все работает до 200 оборотов, с 30ф намного хуже. У них потребная мощность для раскрутки примерно одинаковая: диаметр SC больше, но за счет положительной крутки DW28 требует примерно такой же мощности на оборотах выше 120-130, что и 30-футовый SC. SC30 имеет бОльший момент инерции, поэтому требует более аккуратного включения от начала раскрутки до синхронизации ротора с двигателем.

Георгий-49: Спасибо за информацию. Я просто сравнил работу своей раскрутки с Корнеевской, та больше понравилась. И еще про венец у фирменного не было ни какой выработки а при замене на венец от оки выработка наблюдается возможно последние не подкаленые?

AcroBatMan: Я просто сравнил работу своей раскрутки с Корнеевской, та больше понравилась. Скорее всего, с ней просто дольше и внимательнее возились. При тщательной настройке они будут работать одинаково хорошо. Я бы даже сказал, что ременное сцепление проще и передает больший крутьмомент. Самая эффективная и неубиенная раскрутка, которая мне попадалась, была на "Ксеноне" - гибкий вал и два клиновых ремня. Ротор (клон роторов AirCopter Долеака) диаметром 8.80 м легко крутило до 260 об/мин. За те 300 часов, что я за год налетал на черном "Ксеноне", не было никаких намеков на проблемы с раскруткой, кроме 2-3 случаев зависания бендикса в верхнем положении из-за загрязнения его оси при полетах в очень пыльном окружении. Макс уже писал, что при осмотре бендикс должен легко опускаться вниз под собственным весом. при замене на венец от оки выработка наблюдается возможно последние не подкаленые? Похоже, что да, венцы от "Оки" менее твердые. Другими причинами могут быть установка оси бендикса с небольшим перекосом отн. оси вращения втулки и недостаточная жесткость крепления стакана бендикса к рычагу втулки. В последнем случае перекос может быть незаметен при осмотре, но появляется под нагрузкой при включении раскрутки. Для уменьшения износа венца имеет смысл время от времени обрабатывать зубья венца XADO и смазывать .

Георгий-49: У меня сложилось мнение(возможно и неверное) что натяжение ремнем получиться только с применением пневмоцилиндра , насоса,клапанов и т.д, которые позволяют уйти от больших перемещений рычагов и проскальзования ремня при натяжении. При использовании сцепления с ходом всего 0.5мм все это отсутствует, но появляется что то другое. Хотелось бы услышать критику при применении узла сцепления, минусы и плюсы (если такие имеются)

Георгий-49: Два одинаковых бендикса у одного есть механизм не позволяющий быстро выскакивать из зацепления. Когда то писали на форуме сейчас найти не могу, но то что один выскакивает даже не один раз за раскрутку могу подтвердить. На первом автожире это было, Саш может вспомнишь, но там Игорь в основном сидел впереди. [URL=http://shot.qip.ru/00Sl60-47nKaaTua/][/URL вот на этом автожире стоял доработанный бендикс. Сейчас я сомневаюсь нужна ли такая доработка.

iberic: Если бендикс без нагрузки то и будет выскакивать. А по поводу хода ручки - у меня с гибким валом был гимор по поводу малого хода троса. Получалось или недожимал ремень (до 120 оборотов максимум крутило), или ремень не ослаблялся в достаточной степени и привод постоянно работал. Нужно смотреть, где есть возможность изменить плечо на приводе: сама ручка, или может, проще на приводе ролика прижимного. Я у себя так поборол.

iberic: Все работает супер.

avimak: На счет недостатка величины хода и усилия передаваемого ручкой включения раскрутки . А что мешает ставить не велосипедную ручку а самодельную с большим плечем и ходом ? Если кисти не хватает для величины хода , можно сделать чтобы ручка вообще откидывалась на 180 гр. Вот тут уж можно будет вообще получить избыточное усилие прижима. По крайней мере это гораздо легче чем переделывать всю раскрутку.

iberic: Совершенно верно, у меня тоже была такая идея, но как крайняя мера. В итоге, после настройки, обошелся штатной велосипедной. А вот самодельную такую серьезную видел на Твисте, где-то в видео проскакивало. Вот, нашел. Ручка может и не самодельная, а крепление и прочее изменено.

AcroBatMan: А я что-то не помню, чтоб мы на раскрутку самодельные ручки делали. На тормоз ротора - да, а на раскрутку велосипедные не использовали, подбирали ижевские мотоциклетные, у них и ручка подлиннее, и соотношение рычагов (рука-трос) подходящее получилось. Там смысл в том, что надо оценить ход прижимного ролика и передаточное отношение между ходом ролика и руки подбирать исходя из этого отношения.

Георгий-49: Саш! А на Ксеноне раскрутка включается натяжением ремня или сцеплением? Подобрал себе ремешки как раз убираются на шкиве и по мощности с запасом. ручка с ходом троса 45мм [URL=http://shot.qip.ru/00SMh9-49Wc49G6z/][/URL

AcroBatMan: Натяжением ремней.

Георгий-49: Какой ход штока у пневмоцилиндра для натяга ремня у мто? Что используется для работы пневмо, специальный компрессор?

AcroBatMan: Компрессор там самый простой - от автомобильного электрокомпрессора. А ход штока померять надо.

Георгий-49: натяжение ремня прижимным роликом не проходит из за прогиба ремня между шкивами 10-12 мм даже в натянутом состоянии с увеличением этой величины на ручке включения раскрутки. Натяжение ремня с помощью перемещения верхнего шкива решает эту проблему, но прикрутить базовую плиту получается только на редуктор да и то, со смещением внутрь на 70мм от того места куда нужно, кроме того нужно срезать ребра с редуктора это не очень хорошо. Ремень РК работает тоже на пределе при 1450 холостых на малом шкиве передача мощности всего 2.8 кВт, хватит для раскрутки ротора до 200 оборотов сомнения берет.

AcroBatMan: Георгий-49 пишет: из за провисания ремня между шкивами 10-12 мм даже в натянутом состоянии Это как?

Георгий-49: описка, прогиба конечно при натянутом ремне

AcroBatMan: Все равно ни разу не понятно, что у тебя куда прогибается.

Георгий-49: У меня пока ничего не прогибается. Я пишу про недостаточный ход ручки включения раскрутки с помощью прижимного ролика и сравниваю тот же самый ход той же самой ручки при включении раскрутки при помощи перемещения верхнего шкива. Во 2м случае есть запас хода той же ручки. Этот запас можно использовать для усилия прижима ролика при натяжении ремня.

AcroBatMan: Георгий-49 пишет: Во 2м случае есть запас хода той же ручки. Боюсь, что это заблуждение. Усилие прижима ремня для передачи определенного крутьмомента одинаковое, независимо от способа его натяжения - роликом или подъемом ведомого шкива. Тогда и произведение хода ручки на усилие руки должно быть одинаковое, просто для подъема ведомого шкива понадобится другое передаточное отношение между ходом ручки включения и перемещением шкива.

Георгий-49: Усилие прижима я пока не рассматривал, а писал только про перемещения прижимного ролика или верхнего шкива для натяга ремня с оговоркой, что не хотелось бы применять пневмо-цилиндр, и обойтись ручным управлением. Сама система с натяжением ремня прижимным роликом у меня тоже работает до 150-160 оборотов ротора, но с определенными проблемами, которые выявились в процессе работы. Попробую вернуться немного назад. и сразу вопрос по этой картинке.Что нужно изменить, что бы увеличить усилие прижима ролика на ремень не применяя пневмо-цилиндр и при условии не увеличения максимального хода перемещение троса управления включением раскрутки

AcroBatMan: Георгий-49 пишет: не хотелось бы применять пневмо-цилиндр, и обойтись ручным управлением. Так вроде никто не заставляет. Примеров успешной реализации ручного включения раскрутки на тяжелых роторах много, надо просто к этому подходить вдумчиво и настойчиво =)

Георгий-49: Я вдумчиво и подхожу, только не понимаю в чем заблуждение. Не применять пневмо-цилиндр, и что бы ничего не подкручивало, и ничего не проскальзовало при натяжении ремня, это у меня такая задача была изначально. Примеры удачной реализации этой задачи я как раз и привожу. Спасибо.

iberic: Георгий, у меня была та же проблема на двух аппаратах с разными типами раскрутки. Нужно для начала шкивами натянуть ремень по максимуму, без задействования ручки. Поймать момент, при котором он с полностью отжатой ручкой начинает подхватывать привод, и чуть-чуть отпустить натяжение ремня. И потом опытным путем искать нужное плечо в системе ручка-трос-натяжной ролик. Все решаемо!

Георгий-49: Дим, когда регулировка достаточно тонкая с ней нужно постоянно заниматься дождь,снег,холодно,жарко. Хочется более стабильное устройство и все.



полная версия страницы