Форум » Общие вопросы устройства автожира » Предварительная раскрутка: назначение, типы, плюсы-минусы » Ответить

Предварительная раскрутка: назначение, типы, плюсы-минусы

Admin: Предварительная раскрутка предназначена для придания ротору начальных оборотов перед разбегом и взлетом. Для того, чтобы ротор начал вращаться под действием набегающего потока воздуха, ему нужно сообщить начальные обороты. В зависимости от типа ротора минимальные начальные обороты могут быть разными, обычно от 50-60 до 120-140 об/мин. Для большинства современных роторов эффективной считается раскрутка до 60-70% полетных оборотов. Так, ротор DW28, раскрученный до 180-190 об/мин на двухместном АЖ "Твист" позволяет взлетать с разбегом 30-40 метров вдвоем в штиль. Самые простые одноместные автожиры могут не иметь системы предраскрутки и перед разбегом ротор раскручивается пилотом от руки. При сильном ветре взлет без предварительной раскрутки возможен и на более тяжелых АЖ с большими роторами. Однако в безветрие отсутствие раскрутки или ее малая эффективность увеличивают разбег в разы. С некоторыми роторами взлет без системы предварительной раскрутки в безветрие невозможен. Источником энергии для системы предварительной раскрутки чаще всего является маршевый двигатель. Другие распространенные варианты: небольшой вспомогательный бензиновый двигатель, электродвигатель, ручной (на маленьких АЖ) привод по типу кик-стартера. Встречается экзотика типа авиамодельных двигателей, закрепленных на роторе, или использование реактивной тяги, например, от перекиси водорода. При использовании раскрутки от маршевого двигателя необходимо обеспечить плавное включение. Это связано с тем, что при включении раскрутки двигатель уже имеет обороты, а ротор еще не вращается. Требуется какое-то время, чтобы обороты двигателя и ротора синхронизировались. К примеру, привод раскрутки выполнен с отбором мощности с коленвала, холостые обороты двигателя 1800, а передаточное отношение в раскрутке составляет 1:50. Тогда полная синхронизация ротора и двигателя произойдет по достижении ротором оборотов 1800:50=90 об/мин. До этого привод раскрутки должен иметь возможность проскальзывания, как в автомобильном сцеплении. Для решения этой задачи используют чаще всего дисковое сцепление ("Чижик", "Казачок") или проскальзывание приводного ремня (Dominator, "Твист", АМ-1). Из трех наиболее распространенных типов раскрутки наиболее эффективной является карданная, следом за ней идет гибкий вал. Гидравлическая раскрутка, применяемая на тандемах "Твист", АМ-1 и Dominator, уступает этим двум по всем параметрам. Единственный ее плюс - возможность прицепить раскрутку там, где кардан или гибкий вал не встают по конфигурации аппарата. У этих тандемов длинный верхний кластер мешает прицепить верхнюю часть раскрутки, поэтому и была выбрана гидравлика. Хотя в Ижевске карданная раскрутка была успешно установлена на "Твист". Эффективность раскрутки оценивается по двум параметрам: достигаемым оборотам и времени раскрутки до этих оборотов. Гидравлика на "Доминаторах" и их деривативах раскручивает при нормальной настройке 28-футовый ротор DW до оборотов 180 в течение 40-50 секунд. Кардан на МТОспорт разгоняет ротор диаметром 8.4 м до оборотов 240 за 25-30 секунд. Еще более эффективна раскрутка АЖ Calidus - ротор диаметром 8.4 метра, но с бОльшим моментом инерции, чем у МТОспорт, раскручивается за 22-25 секунд до оборотов 250-260. Это достигается за счет использования дисковой муфты сцепления, более эффективной, чем ременной привод МТшки. В последнее время получают все большее развитие опыты с использованием электромоторов для раскрутки, поскольку современные электромоторы уже имеют вполне приличную удельную мощность (по отношению к собственному весу), но время таких систем еще не пришло по двум причинам: - вес и цена мощных электромоторов пока относительно высоки - требуется мощный легкий источник тока (при этом аккумулятор должен иметь не только возможность отдавать большой ток, но и достаточную емкость, которой хватит для совершения работы по раскрутке ротора) Считается, что через несколько лет электическая раскрутка заменит остальные, а пока более практичными являются кардан и гибкий вал. Гидравлика уступает им еще по двум параметрам: она дорогая и более сложная в эксплуатации. Карданная при правильном исполнении является также наиболее ресурсной. Гибкий вал сам по себе имеет малый ресурс и часто рвется раньше времени в малоопытных руках при слишком резком включении. (статья в процессе написания)

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

Георгий-49: На головке прикручен ведомый шкив с колличеством зубьев 108 вроде. Под все ротора идет как бы стандартная головка, а по логике вроде, чем больше ротор, тем больше должен быть этот шкив? для того чтобы сохранить кардан например. И еще приводной ремень с 6ю ручьями нужно ли увеличивать с 6РК допустим до 7РК или 8РК? при применении механизма сцепления конечно и с нижним шкивом с ручьями. С натягом ремня для раскрутки больше экспериментировать не буду с большим ротором это не проходит.

AcroBatMan: Отдельно от остального размер зубчатого венца на втулке ротора значения не имеет. Имеет значение общее передаточное отношение от коленвала на ротор. Если есть желание докручивать ротор на разбеге, то это общее передаточное отношение должно быть таким, чтобы оборотам ротора для начала разбега соответствовали такие обороты двигателя, которые позволят аппарату начать движение с учетом уже существенного на этот момент сопротивления ротора. В нашем случае - грубо: 180-200 об/мин на роторе --->> 3600...4000 об/мин на двигателе. Т.е. общее передаточное отношение 1:20. Передаточное отношение от бендикса на венец n2= 9:108=1:12 Передаточное отношение на твоем двигателе от коленвала на вал винта n1=? Передаточное отношение с вала винта на кардан n3 --->> это отношение диаметров шкивов Если угловой редуктор 1:1, то общее передаточное получаем умножением n1*n2*n3 Что касается приводного ремня, то для 30-футового ротора увеличением кол-ва ручьев поликлинового ремня ты мало чего добьешься. Там по уму надо ставить два клиновых ремня, как на Magni и "Ксенонах". Ну, а нежелание экспериментировать с натяжением ремня - дело, конечно, хозяйское. Пусть с ним экспериментируют те, кто имеет достаточно терпения и упертости, чтобы получать максимальный результат.

Георгий-49: Саш! С натяжением ремня больше 160 оборотов не получается даже если жму 2я руками, но там всплыло много другого. Например при резком выключение раскрутки бендикс не успевает отключиться от зацепления со шкивом и если есть тормоз верхнего шкива на двигателе, то ремень режется этим тормозом на лапшу. Если не ставить тормоз идет подкручивание приводного вала в полете, эффект тот же. Никакие ограничители изгиба ремня не помогают. При подкручивании вала сложно включить раскрутку приходиться останавливать двигатель. Много ремней разных фирм пробовал, но зимой застывают все сохраняя свою форму. У Чижика ремень всегда натянут и раскрутка получается довольно плавная. Механизм сцепления я сделал еще в 2013г и только сейчас хочу установить. А у кого получилось раскрутка 30ф ротора до 200 оборотов на поликлиновом ремне на долговременной основе?


Георгий-49: Из этих шкивов, которые имеются проточить под клиновые не получиться, надо точить новые, а вот ручьи на гладком шкиве я уже сделал. Теперь на обоих шкивах ручьи. Прижимной пятак чугунный увеличенного диаметра до 125мм

AcroBatMan: Георгий-49 пишет: С натяжением ремня больше 160 оборотов не получается даже если жму 2я руками при резком выключение раскрутки бендикс не успевает отключиться от зацепления со шкивом Никакие ограничители изгиба ремня не помогают. Много ремней разных фирм пробовал, но зимой застывают все сохраняя свою форму. Гер, ты кому это рассказываешь? - на "Твистах"-то почему-то эти проблемы решились. Бендиксы вовремя отскакивают, ремни не дубеют, ограничители ограничивают. Но добиться всего этого удалось путем внимательной доводки системы. У тебя, например, из-за особенностей проводки троса включения раскрутки потери на сопротивления в ней довольно большие, поэтому и жмешь двумя руками без большого успеха. В этом случае тебя "прижимной диск увеличенного диаметра" не спасет - прижимать-то его с тем же усилием придется. А перегреваться при проскальзывании он будет быстрее, чем ремень. Но, в общем, конечно, дело хозяйское.

iberic: Есть небольшой опыт настройки раскрутки гибким валом и гидравликой. Тонкая система, что одна, что другая. Чуть пережал ремень - привод подкручивает постоянно, чуть отжал больше нормы - не крутит до нужных оборотов. Нужно сначала начать (имеется ввиду, что передаточное посчитано правильно): разобрать - вымыть - смазать бендикс так, чтобы под собственным весом падал, ход троса, состояние шкивов (помыть - почистить и высушить досуха), ремень, его натяжение в отпущенном и зажатом состоянии. Короче, кропотливая работа. Постепенно, шаг за шагом, все решится. Попробуйте установить ремень заведомо пережатый, наверняка, так сказать - сколько раскрутка выдаст?

iberic: Вот такие варианты есть. Обратите внимание, на многих стоит тормоз привода.

Георгий-49: С 28Ф ротором более менее все работает до 200 оборотов, с 30ф намного хуже. обор дв 1400:2.46(редуктор)х 1.3(верхний шкив)х1.7(угловой рудуктор):12(кардан)= 104 оборота на холостом ходу до этих оборотов сил хватает дальше нет,но раскрутить все таки возможно. Хотелось бы без проблем до 200. Поэтому и ставлю сцепление, а возможно и докрутку за одно. Дальше видимо придется ставить клиновые ремни , тормоз отпадает сам по себе с применением сцепления.

AcroBatMan: Георгий-49 пишет: С 28Ф ротором более менее все работает до 200 оборотов, с 30ф намного хуже. У них потребная мощность для раскрутки примерно одинаковая: диаметр SC больше, но за счет положительной крутки DW28 требует примерно такой же мощности на оборотах выше 120-130, что и 30-футовый SC. SC30 имеет бОльший момент инерции, поэтому требует более аккуратного включения от начала раскрутки до синхронизации ротора с двигателем.

Георгий-49: Спасибо за информацию. Я просто сравнил работу своей раскрутки с Корнеевской, та больше понравилась. И еще про венец у фирменного не было ни какой выработки а при замене на венец от оки выработка наблюдается возможно последние не подкаленые?

AcroBatMan: Я просто сравнил работу своей раскрутки с Корнеевской, та больше понравилась. Скорее всего, с ней просто дольше и внимательнее возились. При тщательной настройке они будут работать одинаково хорошо. Я бы даже сказал, что ременное сцепление проще и передает больший крутьмомент. Самая эффективная и неубиенная раскрутка, которая мне попадалась, была на "Ксеноне" - гибкий вал и два клиновых ремня. Ротор (клон роторов AirCopter Долеака) диаметром 8.80 м легко крутило до 260 об/мин. За те 300 часов, что я за год налетал на черном "Ксеноне", не было никаких намеков на проблемы с раскруткой, кроме 2-3 случаев зависания бендикса в верхнем положении из-за загрязнения его оси при полетах в очень пыльном окружении. Макс уже писал, что при осмотре бендикс должен легко опускаться вниз под собственным весом. при замене на венец от оки выработка наблюдается возможно последние не подкаленые? Похоже, что да, венцы от "Оки" менее твердые. Другими причинами могут быть установка оси бендикса с небольшим перекосом отн. оси вращения втулки и недостаточная жесткость крепления стакана бендикса к рычагу втулки. В последнем случае перекос может быть незаметен при осмотре, но появляется под нагрузкой при включении раскрутки. Для уменьшения износа венца имеет смысл время от времени обрабатывать зубья венца XADO и смазывать .

Георгий-49: У меня сложилось мнение(возможно и неверное) что натяжение ремнем получиться только с применением пневмоцилиндра , насоса,клапанов и т.д, которые позволяют уйти от больших перемещений рычагов и проскальзования ремня при натяжении. При использовании сцепления с ходом всего 0.5мм все это отсутствует, но появляется что то другое. Хотелось бы услышать критику при применении узла сцепления, минусы и плюсы (если такие имеются)

Георгий-49: Два одинаковых бендикса у одного есть механизм не позволяющий быстро выскакивать из зацепления. Когда то писали на форуме сейчас найти не могу, но то что один выскакивает даже не один раз за раскрутку могу подтвердить. На первом автожире это было, Саш может вспомнишь, но там Игорь в основном сидел впереди. [URL=http://shot.qip.ru/00Sl60-47nKaaTua/][/URL вот на этом автожире стоял доработанный бендикс. Сейчас я сомневаюсь нужна ли такая доработка.

iberic: Если бендикс без нагрузки то и будет выскакивать. А по поводу хода ручки - у меня с гибким валом был гимор по поводу малого хода троса. Получалось или недожимал ремень (до 120 оборотов максимум крутило), или ремень не ослаблялся в достаточной степени и привод постоянно работал. Нужно смотреть, где есть возможность изменить плечо на приводе: сама ручка, или может, проще на приводе ролика прижимного. Я у себя так поборол.

iberic: Все работает супер.

avimak: На счет недостатка величины хода и усилия передаваемого ручкой включения раскрутки . А что мешает ставить не велосипедную ручку а самодельную с большим плечем и ходом ? Если кисти не хватает для величины хода , можно сделать чтобы ручка вообще откидывалась на 180 гр. Вот тут уж можно будет вообще получить избыточное усилие прижима. По крайней мере это гораздо легче чем переделывать всю раскрутку.

iberic: Совершенно верно, у меня тоже была такая идея, но как крайняя мера. В итоге, после настройки, обошелся штатной велосипедной. А вот самодельную такую серьезную видел на Твисте, где-то в видео проскакивало. Вот, нашел. Ручка может и не самодельная, а крепление и прочее изменено.

AcroBatMan: А я что-то не помню, чтоб мы на раскрутку самодельные ручки делали. На тормоз ротора - да, а на раскрутку велосипедные не использовали, подбирали ижевские мотоциклетные, у них и ручка подлиннее, и соотношение рычагов (рука-трос) подходящее получилось. Там смысл в том, что надо оценить ход прижимного ролика и передаточное отношение между ходом ролика и руки подбирать исходя из этого отношения.

Георгий-49: Саш! А на Ксеноне раскрутка включается натяжением ремня или сцеплением? Подобрал себе ремешки как раз убираются на шкиве и по мощности с запасом. ручка с ходом троса 45мм [URL=http://shot.qip.ru/00SMh9-49Wc49G6z/][/URL

AcroBatMan: Натяжением ремней.



полная версия страницы