Форум » Общие вопросы устройства автожира » Регулировка ротора » Ответить

Регулировка ротора

odissei: Перед облетом двухместного автожира, мне довелось принимать участие в регулировке ротора "Хавк")), у которого , как у роторов "Спорткоптер", есть два максимально удобных приспособления - это валик под "кубиком" хаббара, для регулировки (не знаю как правильно называется) углов взмаха лопастей и резьбовая втулка, для центрирования "кубика", относительно верхних пластин втулки ротора.Я помню, какая была вибрация, когда "кубик" был не отцентрирован всего-то на 0,9 мм.На хаббаре DW таких приятных приспособ нет, к сожалению.Как происходят регулировки?Неужели для центрирования "кубика" подкладывать шайбы из фольги? да и под кубик тоже..А если фторопластовые шайбы износятся?Даже если изначально этот хаббар сделан идеально, но в процессе работы есть износ..Как регулировать?

Ответов - 9

AcroBatMan: Роторы DW, действительно, настраиваются по смещению центра вращения между щеками втулки и по соконусности только подкладыванием шайб и фольги. Это, конечно, не так удобно, как у SC, но, думается мне, за ту разницу в цене, что между этими моделями известна, многие согласятся раз в году и шайбы поподкладывать Регулировка соконусности делается даже реже, а вот смещение центра регулировать в роторах DW приходится время от времени - по мере износа регулировочных шайб. Но эта процедура занимает несколько минут. У роторов DW есть еще один эксплуатационный минус: при частом снятии ротора с аппарата (напр., для перевозки) грибкообразные стальные втулки качельного болта (они же - внутренние обоймы качельных подшипников) понемногу продавливаются в кирпич коромысла и сбивают регулировки смещения. Резьбовой бочонок, как у роторов SC, эту проблему устраняет, т.к. при стягивании качельным болтом сталь упирается в сталь. И площадь, по которой он упирается, больше, чем в варианте DW. Доработать кирпич коромысла DW, сделав такой резьбовой бочонок, несложно. Я этим летом, когда ради любопытства ставил ротор DW на Хенон, такую доработку делал, это удобно. К сожалению, доработать коромысло DW, подложив под кирпич полубочонок для регулировки соконусности, как на SC, нельзя - пришлось бы делать дополнительные отверстия в самой нагруженной части коромысла, на что в здравом уме рука не поднимется. Но эта регулировка вполне выполняется подкладыванием фольги под кирпич. odissei пишет: "кубик" был не отцентрирован всего-то на 0,9 мм Как любил говаривать известный Альберт Э., поясняя свою теорию, - "Все относительно: три волосины на голове - это, понятное дело, мало. А в супе?" Поперечное смещение ротора между щеками втулки считается приличным, если оно не более 0.1 мм.

odissei: Фольга фольге рознь.Я так понимаю, если говорить про шайбы, это должны быть каленые шайбы, иначе их замнет на раз..Я помню, когда получили фирменную втулку, у нее там таких шайб было много..А вот под кубик подкладывать, как то...Я могу себе представить этот процесс так сказать..-попробуй угадай, насколько твоя прокладка сомнется при затяжке болтов..

AcroBatMan: Нехватку информации часто пытаются заменить фантазиями вместо того, чтобы набирать информацию. Для некоторой части отечественной автожирной тусовки это, к сожалению, давно приобрело хронический характер. Шайбы, которыми регулируется положение кирпича коромысла между щеками втулки, могут быть хоть из люминия, хоть из фторопласта, хоть из стали - бзрзнцы вообще. Дело в том, что задача этих шайб - убрать осевой люфт, не более того. Они не зажимаются болтом и не имеют права быть зажатыми: повышенное трение между щеками втулки и сборкой качельного болта с кирпичом резко ухудшает условия работы ротора, т.к. каждый взмах ротора тащит втулку за собой. Эти циклические усилия складываются в постоянное. На практике признак такого повышенного трения - постоянное тянущее усилие на ручке влево-вперед. У него бывает еще одна возможная причина - повышенное трение в качельных подшипниках. Раньше (давно) вместо игольчатых подшипников по незнанию использовали бронзовые втулки, из которых смазка быстро выдавливалась наружу, трение увеличивалось и выражалось в появлении усилия на ручке. Это не было критично для безопасности полета, но служило явным сигналом, что пора на землю. Вместо бронзы там нужно было использовать втулки (подшипники скольжения) с тефлоновым покрытием, т.н. DU-bushings. Они не требовали смазки, соотв., нечему было выдавливаться. Но это годится только для легких АЖ, на тяжелых альтернативы игольчатым подшипникам нет. Это так, для общего развития. Что касается фольги под кирпичом, то попробуй зажать в тиски между алюминиевыми губками кусок такой фольги. Раздавить фольгу от пивной банки весом аппарата даже с учетом перегрузок и стягивания болтами, крепящими кирпич к коромыслу, не получится. Собсно, это ведь не я придумал, я просто много лет такие регулировки делаю. У амеров, летающих на роторах DW и некоторых других, банка Колы входит в обязательный набор ЗИП при выезде на поле, - из нее при необходимости прям на месте вырезаются нужные шайбы или подкладки.

odissei: Подшипник игольчатый чем фиксируется в щеках, кроме натяга? и ?

AcroBatMan: odissei пишет: Подшипник игольчатый чем фиксируется в щеках Ничем. Натяга достаточно. У тебя же есть оригинальная втулка для DW - там это можно посмотреть. odissei пишет: и Это как раз наружная юбка Т-образной втулки с тефлоновым покрытием, работающей как подшипник скольжения в легком АЖ. Тоже просто плотно сажается в щеку.

iberic: Зазоры в продольном и поперечном шарнирах тоже должны быть в пределах 0,1мм? А качельный болт с каким-то моментом затягивается или просто от руки?

AcroBatMan: iberic пишет: Зазоры в продольном и поперечном шарнирах тоже должны быть в пределах 0,1мм? Да, и регулируется этот зазор так же, как на качельном. Зазоры на шарнирах по крену-тангажу не так критичны, как на качельном, но поддержание их в должном состоянии делает управление более комфортным. iberic пишет: А качельный болт с каким-то моментом затягивается или просто от руки? 180-190 фунтов на дюйм. На наши деньги это 20-21 Нм. На всяк случай для вновь прибывших уточню, что речь здесь идет о втулке ротора "Доминатора", применяемой с роторами DW. Для других втулок и/или роторов эти рекомендации могут быть совсем другими. Например, в немецких АЖ и "Ксенонах" качельный болт затягивается только от руки.

iberic: Вопрос есть: Ротор 23 фута идет с коромыслом, в котором отверстие под качельный болт расположено точно там же, где и у ротора 22 фута. Где подвох? Ротор оригинал ДВ.. Работать будет?

AcroBatMan: Если коромысло штатное, то нет причин сомневаться - разница по высоте ЦТ роторов 22 и 23 незначительная. Если там, например, кирпич не родной, то надо будет просто посмотреть на полетные вибрации. При необходимости сделать кирпич совсем не сложно.



полная версия страницы