Форум » Курилка » Вопросы обо всем понемногу... » Ответить

Вопросы обо всем понемногу...

DAMIR: Здравствуйте! По просьбе администрации открываю ветку для своих вопросов, дабы не "засорять" форум. Не спорю, вопросы иногда немного глуповаты. Я просто хочу как можно больше узнать о АЖ, а главное понять что, как и почему происходит на автожирах. Прошу сильно не бить, а мягкими "ударами" направить в нужном направлении.Кстати, совсем недавно я был уверен что могу построить АЖ собственной конструкции. Сейчас же почти настроен на постройку Жироби.Так что я не совсем безнадежный :) .

Ответов - 183, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Саша123: К сожалению самодельные лопасти. Из композита. Сделанные по чертежам Юкки Тервамяки. Там хорда 180см правда. Сделали 200см думал тяжелый будет автожир. И не много кончик в плюс закрутил в матрице. Не знаю в роде крутка не большая ни чего страшного. При диаметре ротора 7.4 м на кончике 1.7 градуса при 7м диаметром 1.6 градуса примерно будет. Вес 7.4м готового ротора с 1.5кг груза свинца в каждой лопасти получился 17.5кг вместе с хабаром из двух пластин д16ат толщиной 8мм не знаю хватит или нет прочности их на разрыв. По расчетам должно хватить. . Скоро должны на Красмаше головку выточить из д16т. и все тяги тормоз ротора все по чертежам из 40х только а не из 4130 или 30хгса как на чертежах. Сказал чтоб сырую делали не закаливали. Попробую собрать это все и на авторотацию проверить. Вот и думаем новые лопасти на планер 7м сделать. Еще уточнить диаметр надо. смотря какой вес получиться планера. Для начала авторотацию на ветру проверить. Конечно глупо это все звучит но и ветка называется вопросы о бо всем.

AcroBatMan: Вам стоит найти центр тяжести каждой лопасти, причем как по размаху так и по хорде. Хотя, если вы считали на разрыв, то наверняка ЦТ нашли, т.к. не зная, на каком он радиусе, центробежку не посчитаешь. Навскидку, если не ушли далеко от чертежей Юкки, на разрыв должно хватать, но может не хватить этих четырех отверстий, чтобы держать на смятие. Тервамяки не зря использовал стальные пластины. Ну и хватит на смятие или нет - сильно зависит от отверстий. Если они из-под развертки с плотной посадкой - это одно, если просто сверлом - совсем другое.

Саша123: Центр тяжести последнего метра лопасти 0.25 от хорды. Если полтора метра от кончика то 0.27 от длинны хорды. А дальше к комелю не замерял. Не знаю может и надо было но по формуле расчета балансировки ближе к комелю не сильно влияет на общую картину балансировки по хорде. Мне говорят полтора кг свинца много даже. 350 грамм на кончик и хватит вполне. Как в лопасти DW. Но они сделаны из дюраля и более жестче на скрутку. А у меня гибкие и 350 грамм думаю рискованно. Да и кучей 350 грамм в лонжерон уложить не реально. Только стержень свинцовый возможно и то выпучивается все потом половинки матрицы еле закрываются. Все по чертежам сделано точно. Лонжерон даже больше сделал на 10 процентов. Особенно в комелевой части сечение в полтора раза увеличил. Сейчас конечно понял что зря комель толще сделал потому что не очень красиво смотрится не как в лопастях Магни. Кластеры хабара все под развертку но все равно болты с маленьким зазором без натяга заходят. Может надо будет это исправлять если шевелиться все будет не плотно сидеть. Балансировать по длине лопасти придется наверно. Надо изготовить новый ротор и замерить разницу. Чтобы на весах одинаковые обе лопасти были и центр тяжести по длине одинаков был. А то говорят вибрации будут если разница большая будет если ротор отбалансирован статически а относительно центра тяжести по длине каждой лопасти разница большая будет. Как регулировать установочный угол не понятно. Не ужели 1.5 градуса поставить и все хорошо будет.


AcroBatMan: Не знаю, что там у вас за консультанты, но налицо каша в голове. Свинец в этих лопастях выполняет одновременно две разные функции: как центробежный груз - обеспечивает желаемый угол конусности в полете; вторая функция - обеспечение наиболее выгодной центровки по хорде. Так все-таки: на каком радиусе у вас находится ЦТ лопасти? Точнее, на каких радиусах находятся ЦТ лопастей? В идеале вес лопастей должен совпадать с точностью до полграмма (да-да!). После сборки ротора для начала нужно выполнить его статическую балансировку на ножах, а потом бороться с динамической балансировкой. Если нет прибора - методом тыка, это намного дольше, но реально. 10 лет назад динамические балансеры были роскошью, все самодельщики делали это методом тыка. Угол установки в этой конструкции лопастей, увы, не регулируется без доработок конструкции (например, внедрения эксцентриков в опоры качельного шарнира на щеках ротора, но это сложно). Имело бы смысл внедрить в лопасти триммерные пластины.

AcroBatMan: PS: Саша123 пишет: Не знаю может и надо было но по формуле расчета балансировки ближе к комелю не сильно влияет на общую картину балансировки по хорде. Ни разу такими формулами не пользовался На практике интересует фактическое положение ЦТ, а не расчетное Чтобы его найти, кладете на ровный стол кусок уголка полками вниз, средней кромкой вверх. На этот уголок кладете лопасть под некоторым углом (скажем, под 45 градусов, плюс-минус лапоть) к оси уголка. Терпеливо и не спеша находите положение лопасти, когда она уравновешена, т.е. лежит на уголке горизонтально. Проводите по верхней кромке уголка линию на нижней поверхности лопасти. Теперь доворачиваете лопасть под 45 градусов в другую сторону. Уравновешиваете, проводите линию. ЦТ вашей лопасти - в точке пересечения двух линий. Получаете сразу положение ЦТ и по хорде, и по размаху. С удивлением обнаруживаете, что разница по лопастям изрядно заметна. Или с восторгом обнаруживаете, что положения ЦТ обеих лопастей удивительно одинаковы

Саша123: Что так замерять надо даже не слышал не где. Надо будет замерить. Я по хорде замерял только. На последнем пол метра лопасти балансировка была 24 процента. Потом 25 процентов и до 27 доходила в середине лопасти где свинец был. Я свинец с центра лопасти ложил. Не знаю правильно это или нет. Я просто одну лопасть распилил на части чтобы в каждом сечении балансировку по хорде замерить и скрытые дефекты увидеть. Как первую лопасть сделал не понравилось. Но все равно разломать не как не мог. А сам лонжерон даже на кончике распилить очень трудно было аж загорался от болгарки. А вторую лопасть по лучше сделал. Сейчас буду уже знать как делать. Корыто сделал для смачивания 4 и более нитей ровинга и отжима. Иначе не успеваю все уложить. Это очень не просто все. Если лопасти сделать нормально думаю близко будут центры тяжести. Но я думал как идеально сбалансировать и придумал просто подливать смолу в срытые полости шприцом с иглой. тогда можно идеально сбалансировать. Я на днях поеду за материалами и буду новый ротор делать как срочные дела закончу. Пока что корыто пропитки протестирую. Лопасти получаются разные даже от порядка затяжки матрицы. Попробую склеить и замерю все. Кучу корректировок пришлось сделать в технологии. Пенопласт шлифовать разный по высоте в зависимости от количества слоев ткани. Соотношение микросферы и смолы. Густую нельзя иначе матрица не качественно лишнее выжмет и разогрев начнется быстрей из за низкой теплопроводности микросферы. Ровинг если слабо отжать тоже разогрев начинается. Это все вылезло на первой лопасти. И то хорошо получилось. Надо попробовать сделать. Если получиться хорошо конечно будет. А как экструзию балансируют? Там же большая разница идет в весе. По моему ротора DW идут с разницей в весе 50 грамм но статически сбалансированы.

AcroBatMan: Саша123 пишет: А сам лонжерон даже на кончике распилить очень трудно было аж загорался от болгарки. Пилить композит абразивным диском, мягко говоря, не самый рациональный способ. Есть же металлические диски с зубьями для этого. В любом случае вы, конечно, уже проделали огромную и сложную работу. Я бы поленился и просто купил пару макарон. Собрать из них ротор нужного диаметра намного проще, а обеспечить хороший результат несравнимо проще. Саша123 пишет: А как экструзию балансируют? Там же большая разница идет в весе. Экструдерные макароны балансировать намного проще, т.к. у них практически постоянное сечение и при одинаковой длине разброс веса не превысит нескольких граммов. Это корректируется добавлением грузиков в законцовки. Обычно с торца лопасти делаются резьбовые пробки и грузики вкладываются под них. Я как раз сегодня этим занимался, собирая из любопытства ротор 8.8 метра из ижевских макарон. При длине макарон 4.15 метра разница по весу макарон получилась 15 граммов (вес макаронины 10 кг). 10 граммов были выровнены при вклеивании грузов (стальные прутки 12х1400 мм и 6х2100 мм). Еще 5 граммов - добавлением грузика в законцовку одной из лопастей в процессе статической балансировки. Это когда собранный ротор кладется качельным болтом на два ножа и добалением грузика добиваемся, чтобы ротор стоял строго горизонтально. В результате при облете, который сегодня же и состоялся, дополнительная балансировка по размаху не понадобилась, надо было только отрегулировать положение ротора по хорде, т.е. его смещение между щеками башни. Конечный результат - около 0.07 IPS (считается, что дисбаланс 0.4 IPS - предел допустимого, 0.2 IPS - граница комфорта, 0.1 IPS - это уже практически оценка "отлично"). Саша123 пишет: По моему ротора DW идут с разницей в весе 50 грамм но статически сбалансированы. DW - не экструдированные, а клееные роторы. У них впереди массивный алюминиевый лонжерон, образующий носок лопасти, а к нему приклеены верхняя и нижняя задние обшивки из листового алюминия толщиной 0.8 мм. Да, разница в весе лопастей у них бывает и 50 гр, но статическая балансировка обычно в нулях. Ее делают высверливанием центробежного груза. Это латунная болванка весом 300-700 грамм (зависит от диаметра и типа ротора), которая крепится на конце лопасти изнутри лонжерона двумя болтами к нему до установки обшивок.

Саша123: Главное закончить ротор. Иначе все зря. Мне сказали из макарон не получиться сделать тоже. Только купить готовый. Поэтому макароны не рассматривал. Да и не знал где купить и по какой цене. Все молчат на соседнем форуме. А тут даже из спортивного интереса начал делать. Очень тяжело конечно было. Но если одно дело бросить то тогда в привычку войдет дела до конца не доводить. Не занимался лопастями год. Сейчас попробую склеить учтя нюансы вылезшие при пробной склейке. На Кразе в роде делали экструзию для лонжерона лопастей по схеме DW и там на 3 метра лонжерона разница 20 грамм была. Думали люди от плотности металла это потому. что толщина одинаковая и длина. а вес разный. У DW клей каплями во внутрь торчит. Может из за этого разница в весе. Плюсы может тоже есть от композитных лопастей. Можно любой профиль делать. Любую хорду. Любую центровку. Делать крутку любую. И если самому делать очень дешево выходит 6-7 тысяч уходит на материалы и то остается. Надо доделать в начале конечно.

AcroBatMan: Саша123 пишет: Мне сказали из макарон не получиться сделать тоже. Только купить готовый. Плюньте в кофе этому "спицилисту". Собрать приличный ротор из макарон проще, чем сделать его любым другим способом. Главное, чтоб макароны были свежие приличные. Саша123 пишет: если одно дело бросить то тогда в привычку войдет дела до конца не доводить. тут я с вами полностью согласен. Удачи и настойчивости! Кстати, если вы собираетесь сделать сначала безмоторный планер, его имеет смысл делать двухместной партой. В этом случае вы можете использовать один и тот же ротор сначала для двухместного безмоторника, а потом для моторного одноместного АЖ. При этом безмоторная парта делается с центральной ручкой, чтобы в одиночку сидеть посередине.

Саша123: А на жесткой сцепке. как в ролике двухместный типа тренажера есть. Его нет смысла делать? Чтобы ротор проверить и управление все. Вибрацию на ручке. Там можно из проф трубы сварить вообще и только с управлением повозиться. Получается 7 метров на планер двухместный и на одноместный с мотором подходит если взлетный вес 230кг. Думаю или 22 или 23 фута делать. 22 фута тоже подходит. Короче лопасть проще делать.

AcroBatMan: Все именно так. На жесткой сцепке намного безопаснее, чем на веревке, т.ч. это хорошо. Такой планер позволяет осваивать работу с ротором - а больше от него ничего и не нужно. К тому же при жесткой сцепке можно даже подумать о том, чтобы использовать мощный электростартер для раскрутки, разместив аккумуляторы в буксировщике.

Саша123: AcroBatMan пишет: К тому же при жесткой сцепке можно даже подумать о том, чтобы использовать мощный электростартер для раскрутки, разместив аккумуляторы в буксировщике. Тогда можно на кабеле разориться. Сотни ампер ток. Тонкий кабель и стартер не будет хорошо крутить. Буду такой прицеп делать. С малого начну. Зачем мне всякие риски. И лопасти склею не наглея ровинг положить без энтузиазма чтоб хорошо половинки обжались матрицы.

AcroBatMan: Саша123 пишет: Тогда можно на кабеле разориться. Сотни ампер ток. Возможно, вы правы. Потребная мощность для раскрутки 7-метрового ротора с круткой будет порядка 3 кВт, ток порядка 250 А, стал быть, сечение жилы не меньше 120 кв.мм на длине 12 м. Поскольку за время раскрутки ротора будет совершена приличная работа, понадобятся еще и танковые аккумуляторы. Сделать можно, конечно, но я тут вспомнил более интересный вариант: Где-то в 2006 году В.Л.Устинов построил свой первый (не считая институтских) автожир - химик с тянущим винтом, назывался "Адель". Сначала на него установили гидравлическую раскрутку, ничего хорошего с 30-футовым ротором получить от нее не удалось. Я предложил поставить для раскрутки отдельный небольшой двигатель, выбрали 12-сильный шведский картинговый движок Raket-120, который установили под капотом рядом с мачтой. От него наверх шел прямой вал с двумя ШРУСами, что позволяло свободно отклонять ротор при включенной раскрутке, это важно для уменьшения разбега. Для испытаний такой раскрутки на большой легковой прицеп с палубой установили мачту автожира и позади нее - кресло пилота с органами управления ротором и двигателем раскрутки. Ну и несколько раз этот прицеп даже отрывался от глобуса. Потом я испытывал уже сам автожир с такой раскруткой, оказалось довольно удобно и эффективно, "Адель" с такой раскруткой так и летала. Первая версия, двигатель Raket стоит в обтекателе наверху мачты. Оказалось плохо: А здесь он уже под капотом возле корня мачты: Это я к тому, что вам может быть будет проще сделать раскрутку для буксируемого безмоторного предмета именно таким образом.

Саша123: А если без раскрутки? Крутка не большая может пойдет авторотация. Прям по дороге ехать по 10 км можно. Можно из бензопилы. Гибкий вал стандартный и на мотор бензопилы шкив и сцепление вторым шкивом на гибком валу сделать. Надо скорее ротор склеить интересно стало что получиться. Какой диаметр гибкого вала подойдет для 7 метрового ротора и для 6.5м там можно меньше диаметр в роде. Смотрю какие в магазинах у нас есть для чистки труб и вращение какое смотрю. Диаметр гибкого вала чтобы обороты были достаточны для отработки разбега с включенной раскруткой.

AcroBatMan: Без раскрутки оно, конечно, можно, но у вас крутка положительная (она ведь положительная?), а с ней ротора от руки не запускаются, нужно хотя бы 120 об/мин раскрутить до начала движения, а рукой раскрутить можно не больше 50-60 об/мин. И вероятность раскачать ротор до ударов по упорам на малых оборотах слишком высока, тем более для чайника. Сделайте на худой конец хотя бы электрическую 2 кВт, она, при наличии аккумулятора на 60-80 А-ч позволит крутить до 120 об/мин. Бензопильный мотор должен иметь те же 2 кВт, т.е. почти 3 л.с.,чтобы до 120-130 об/мин крутить. Это, по-моему, довольно здоровая бензопила.

Саша123: У меня на на 4лс есть пила не большая. И дружба. Можно стартером и кинуть алюминиевую шину на плюс а минус корпус прицепа. Крутка положительная. Вся крутка в начале второй трети лопасти от комеля. Потом идет крутка 0.7 градуса. Не делал больше крутку было страшно ошибиться. Ведь при нулевом угле установки аэродинамический угол атаки лопасти 2.5 градуса. Это получается чтобы аэродинамический угол атаки ноль сделать надо геометрический угол атаки -2.5 градуса делать а потом крутить до кончика плюс 2.5 градуса чтобы угол атаки аэродинамический 5 градусов на кончике получить. Это слишком круто мне показалось. И решил стандартный угол атаки 1.5 градуса установочных для профиля 8Н12 на 0.7 градуса закрутить с центра лопасти не с комеля. Первый метр лопасти 0 градуса установочный угол на втором метре крутка угла до 1.2 градуса и потом плавно крутка на 0.7 градуса. Ну как в DW там же крутка с середины лопасти начинается в роде смотрели замерить так и не удалось. Если бы профиль был naca 2312 то делал бы крутку с нуля до 5 градусов смотря какой диаметр ротора на первом метре длинны ноль градусов сделал бы а потом пошла крутка бы. На угад конечно но говорят это лучше чем просто прямая. Это мысли не о чем конечно. Надо результат первый хоть какой то.

AcroBatMan: Саша123 пишет: а минус корпус прицепа Это грубая ошибка. Ток, идущий по мачте, мгновенно убьет подшипники втулки ротора и многое другое. минусовая шина обязательно должна быть тоже кабелем до самого стартера. Насчет полутора градусов для 8Н12 я сомневаюсь. По всем справочникам он 1.8 - 2.0. По практике - тоже. И вам стоит разобраться с разницей между углом установки и углом атаки. Чтобы не путаться в терминологии

Саша123: AcroBatMan пишет: Насчет полутора градусов для 8Н12 я сомневаюсь. По всем справочникам он 1.8 - 2.0. По практике - тоже. В чертежах Юкки угол установки стоит 1.5 градуса. Если от линии хорды отсчитывать. Ошибся аэродинамический угол атаки 4 градуса. Установочный 1.5 градуса написан. То есть угол установки до 1.8 -2 градусов на практике приходиться увеличивать? Может при большем диаметре ротора 8.4м например то получается поэтому 1.8-2 градуса установочный угол? На Корнеевских макаронах 2.2 градуса установочный угол вообще.

AcroBatMan: Саша123 пишет: То есть угол установки до 1.8 -2 градусов на практике приходиться увеличивать? Да, как-то так сложилось - и немецкие, и французские роторы собираются с углом 2 градуса, а профили у них 8Н12. Я особо не вдавался, просто это уже используемый угол, роторы с ним летают в больших количествах. Кстати, Саша123 пишет: На угад конечно но говорят это лучше чем просто прямая. Гхм.., я бы наоборот сказал, что просто прямая как-то все-таки надежнее, чем наугад. Так ведь можно и на срыв наткнуться на каких-нить режимах. Хлопнет отступающая лопасть, - и птичка будь здорова.

Саша123: Там крутки то и нет практически. У комеля только. И то еле заметно на глаз. Потом около 0.7 градуса по всей длине идет. Да может не заработает даже ротор. Не будет авторотации. Выставлю кончик не много больше 1.6 -1.7 градуса тогда. Все равно хабар регулируемый временный сделаю для настроек если все пойдет нормально. Даже интересно стало на прицепе испытать. Комель матрицы исправлять начал чтобы ровингом лонжерон формировать и нити плавно без изгибов и пустот ложились плотно. Еще один нюанс был что все площади сечений лонжерона согласовать надо где лопасть с алюминиевым башмаком соединяется. Иначе пустоты образуются. Думал так оставлю но совесть не позволяет.



полная версия страницы