Форум » Фото-видео » Из истории: облет первого "Чижика", 2004 г. » Ответить

Из истории: облет первого "Чижика", 2004 г.

AcroBatMan: Видео первого полета и подготовки к нему. В конце мая 2004 года мы получили первый кит "Чижика". За лето аппарат был собран и в сентябре доставлен на воскресенский аэродром, который тогда еще был партизанской площадкой, на которой обитали почти все подмосковные автожирщики. В то время там под одной крышей стояли "Охотники", АМ-1, аппарат Ю.Шевченко и наш. Сам по себе облет ничего выдающегося не доставил, если не считать дидактической раскачки по рысканью на разбеге, что хорошо видно на видео. Этот фокус уложил на бок немало начинающих, хорошо, что облет выполнял Дима Ракитский, который уже после второго разбега сказал: "Ага, я все понял. Сейчас мы нормально полетим." Так оно и получилось.

Ответов - 4

HamMan: Хвостовая балка достаточно сильно сыграла. Или не критично для такой конструкции?

AcroBatMan: Не, она там вообще не играла, это кажется. Посадка была вполне аккуратная. Вот в следующий летный день - да. Димка на заходе забыл, что не на вертолете летит и, видимо, собирался шагом у земли притормозить Погнули вилку хвостового колеса, больше так не делали.

odissei: В чем или в ком скрыта причина "дидактической раскачки"?


AcroBatMan: На разбеге или сразу после отрыва, пока воздушная скорость слишком мала, чтобы участвовать в продольной стабилизации аппарата, ротор значительно взят на себя и его вектор находится значительно впереди ЦТ аппарата. В этом положении даже небольшое движение ротора по крену оказывает управляющее воздействие по рысканью. Пилот пытается парировать рысканье привычно - педалями - и раскачивает аппарат по рысканью еще больше, особенно при мощном двигателе (который в это время нах. на взлетном режиме) и эффективном руле направления. У "Чижика" и того, и другого хватает. Образно говоря, пилот провоцирует раскачку аппарата по рысканью, аппарат как бы выскакивает из-под пилота. Поскольку все это обычно сопровождается еще и увеличением тангажа, дальнейшим открытием ротора на поток и, как следствие, потерей скорости, аппарат сыпется на хвост, который становится точкой опоры, и валится на бок. Это так, в двух словах. Чтобы избежать подобных фокусов, имеет смысл набрать бОльшую скорость еще стоя на основных колесах и не допуская чрезмерного увеличения тангажа, что у нас тогда и получилось на третьем разбеге. Продольная устойчивость аппарата увеличилась и он ровно отошел от земли.



полная версия страницы