Форум » Вопросы постройки » Ч.Т.О. по постройке автожира » Ответить

Ч.Т.О. по постройке автожира

Admin: Вопрос 001: хочу построить автожир. С чего начинать? Ответ: почитать имеющиеся в Сетях материалы, посмотреть там же различные видео, постараться разобраться, как называются отдельные узлы АЖ. Затем определиться, какой аппарат вы хотели бы построить. Оценить свой бюджет (не то, что есть в кармане сейчас, а то, что вы сможете тратить в процессе постройки, не напрягая семейный бюджет). Решить, что вы больше хотите - строить или летать. Если второе - берите какой-нибудь готовый проект, по которому есть достаточно информации для постройки. Весьма желательно перед тем, как начинать постройку, найти возможность потрогать руками один или несколько приличных летающих автожиров и совершить ознакомительные полеты. Когда общее решение принято, составить как можно более полный список комплектующих и весовую сводку, чтобы определить, полетит ли ваш АЖ с выбранным двигателем. Покупать в первую очередь нужно то, что вы явно не будете делать сами, и что имеет значение для формы тех деталей и узлов, которые будете делать сами. Например, колеса, двигатель, кресло. А вот приборы и маршевый винт сразу не нужны - винт вы подберете потом, приборы вообще можно выбирать, когда аппарат уже стоит на колесах. Ротор тоже покупать нужно в последнюю очередь, когда уже понятно, каков будет полетный вес аппарата! Соответственно, следует иметь в виду, что втулка ротора тоже делается под конкретный типоразмер ротора.

Ответов - 54, стр: 1 2 3 All

Admin: Вопрос 002: можно ли заменять при постройке по чертежам квадратные трубы 6061-Т6 на трубы из АД31? Ответ: поскольку АД31 уступает по характеристикам сплаву 6061-Т6, то такая замена требует увеличения сечения трубы для сохранения прочности конструкции. Обычно квадратную трубу 2х2 дюйма из 6061-Т6 заменяют на 60х60х4 из АД31. Такая замена имеет как минимум два очевидных минуса и один неочевидный. Очевидные - увеличение веса конструкции (впрочем, незначительное) и необходимость пересчитывать, перечерчивать и переделывать геометрию всего, что стыкуется с этими трубами. Довольно серьезная работа. Неочевидный, но серьезный минус: мачта из АД31 окажется намного жестче, что гарантированно и весьма заметно увеличит полетные вибрации аппарата. Итого: заменять можно, но стоит десять раз подумать, м.б. есть смысл сэкономить время, купив нужные трубы из 6061-Т6. Если вы морально готовы пересчитывать большое кол-во узлов под другой типоразмер трубы, тогда почему бы не нарисовать автожир с нуля, используя для мачты круглую трубу из Д16Т. Функционально с точки зрения вибраций и нагрузок она будет работать намного лучше квадратной. Вообше квадратные трубы в постройке АЖ амеры стали применять исключительно из соображений простоты: не нужно возиться с сочленениями круглых предметов, радиусными шайбами и т.д. Почти все можно соединять плоскими пластинами, сокращая время и цену работы, а также список необходимого оборудования. Европейцы в большинстве своем используют круглые трубы, жертвуя временем, но получая лучший результат.

Admin: Вопрос 003: хочу построить АЖ по готовым чертежам, т.к. это намного быстрее и надежнее. Где взять чертежи? Ответ: на сегодня во всем мире есть возможность получить готовые чертежи для постройки АЖ всего на несколько моделей: Gyrobee - 1-местный открытый, чертежи доступны бесплатно в разных местах в Сетях на английском языке, и на русском языке (тоже сов. бесплатно) на сайте Т-клуба Dominator - 1-местный открытый, чертежи 250 долларов, включая пересылку, у автора или в Т-клубе. Чертежи двухместных "Доминаторов" не продаются, не ищите. LittleWing - 1-2-местный с кабиной, тянущий винт, чертежи 250 долларов, у автора или в Т-клубе NEW! JT-5b - одноместный с кабиной, чертежи и комментарии по постройке теперь доступны бесплатно на сайте автора, Юкки Тервамяки. Эти чертежи включают в себя также документацию для самостоятельной постройки композитного ротора для одноместного АЖ (для ротора есть перевод на русский язык). Других нет, не ищите. Точнее, в Сетях есть и другие предложения, но это либо всего лишь обзорные или сборочные чертежи, либо просто сомнительные конструкции, даже если они красиво нарисованы.

Admin: Вопрос 004: в чертежах Gyrobee и "Доминатора" используются трубы 6061-Т6 сечением 2х2 дюйма. Можно ли вместо них использовать две сложенные вместе трубы 1х2 дюйма? Ответ: Да, можно - для мачты и главной балки. Для хвостовой балки "Доминатора" такой вариант неудобен, т.к. вертикальное отверстие в заднем конце балки, куда входит ось хвостового оперения, попадает как раз на стык двух труб. Выход найти, конечно, можно.

serguey: Возможна ли полноценная замена деталей головки ротора из материалов 6061-Т6,AISI 4130,6065-T6 на отечественные материалы из за отсутствия возможности их изготовления за рубежом. В связи с этим еще вопрос, существуют ли доступные чертежи головки ротора для одноместного летающего аж из отечественных материалов. Конкретно я ищу чертежи для головки устанавливаемой в круглую трубу как сделано в AirBet.

Admin: 6061-T6 заменяется на Д16Т, во фрезерованных и токарных деталях - на Д16Т, АК4-1, АК-6, кое-где можно на Д1Т, В95. Прямой замены 4130 нет, у нас этот сплав наз. 30ХМА, но выпускаемый сортамент - только толстостенные трубы большого диаметра и плиты, т.к. в России этот сплав используется преимущественно во всяком котельном и подобном оборудовании. Этот сплав содержит молибден, в Штатах его есть, а у нас он всегда был дефицитом. Про 6065 я не очень понимаю, не слышал о применении такого сплава в АЖ. Чертежи втулки существуют в нескольких вариантах. Для установки в круглую мачту нижние две щеки втулки, которыми она крепится к мачте, просто заменяются одной более хитрой (но понятной и несложной в изготовлении) деталью, т.ч. это не проблема.

Lastovoi: Подскажите, как свариваются трубки из ст.4130 ( углекислоткой, электродами, аргоном) или есть какие-то технологии, и насколько это сложно в бытовых условиях?

AcroBatMan: Свариваемость этой стали исключительно хорошая. Обычно самодельщики варят ее газом или TIGом, хотя варится она чем угодно, просто газ или аргон дают наилучшие результаты. Эта сталь по прочности почти не уступает нашей 30ХГСА, но позволяет обходиться в большинстве случаев без нормализации после сварки. Поскольку кроме того она отлично обрабатывается механически (проще говоря, отлично режется, пилится, сверлится и т.д.), то по совокупности давно заняла свое заслуженное место в самодельном (и не только) авиастроении. К сожалению, в СССР эта сталь (обычно аналогом считают 30ХМА) выпускалась в оч ограниченном сортаменте, в основном для паровых котлов и т.п. Насколько я понимаю, это связано с дефицитом в СССР молибдена являющегося основной легирующей добавкой в 4130.

Lastovoi: АБМ спасибо, усё понял. А какой марки надо использовать припой при сварке газом7

AcroBatMan: Стандартом для сварки 4130 газом или TIGом являются присадочные прутки OXWELD 32CMS http://www.aircraftspruce.com/catalog/mepages/oxweld.php

Lastovoi: АБМ, всё понял, спасибо.

Lastovoi: АБМ, нужен совет. Отыскал на замену кластеров ( они у меня получились вместо 3 мм-2.75) 4 мм Д16АТ и на будущее хвостовое 0,5 мм тоже Д16АТ, говорят что она с покрытием. Может это анодированная ? Не отыскал я пояснения что такое АТ. Можно-ли её применять для постройки Гвидона ? И ещё, заказывал трубы ( тяги ) для управления ротором из Д16Т, а мне предложили взамен из 1925 ,говорят что она крепче Д16Т и применяется в авиации. Что это за дюраль 1925 я не знаю, возможна-ли замена?

Lastovoi: На соседнем форуме появились кресла, говорят что копия с ХАВКа. А на наш Гвидон подойдут? Спинка с виду ровная.

AcroBatMan: Lastovoi пишет: кресла, говорят что копия с ХАВКа. А на наш Гвидон подойдут? На первый взгляд вполне подходящие. Надо, конечно, их еще руками пощупать на предмет жесткости. Ну и по-хорошему - примерить на раму. Но это пока откладывается. Lastovoi пишет: Д16АТ, говорят что она с покрытием. Может это анодированная ? Буква А действительно означает покрытие, но не анодирование, а плакирование. Это тонкий слой чистого алюминия, которым покрывают алюм. лист еще в процессе его производства для защиты от коррозии. Lastovoi пишет: заказывал трубы ( тяги ) для управления ротором из Д16Т, а мне предложили взамен из 1925 ,говорят что она крепче Д16Т и применяется в авиации. Что это за дюраль 1925 я не знаю, возможна-ли замена? Сплав 1925 действительно имеет высокую прочность, но по сравнению с Д16Т менее стоек к коррозии и - главное - менее пластичен и более чувствителен к концентраторам (царапины, подрезы и т.д.). Я бы его на тяги управления ставить не рискнул.

Lastovoi: АБМ, СПАСИБО !Lastovoi пишет: На первый взгляд вполне подходящие. Надо, конечно, их еще руками пощупать на предмет жесткости. Ну и по-хорошему - примерить на раму. Но это пока откладывается. А почему откладывается, будет что-то лучше ?

AcroBatMan: Lastovoi пишет: А почему откладывается, будет что-то лучше ? Да не в этом дело. Просто сначала нужно закончить текущую работу, а она несколько отстала от графика. Поэтому пока могу заниматься только ей. Но конец там уже виден, потому где-то с Нового года надеюсь заняться и "Гвидоном".

Lastovoi: АБМ, не могу разобраться с зажимами Клеко. На сайте Авиасклад ру пишут, что зажим под сверло #10 или #20 Как определить диаметр сверла ? Мне нужен зажим под сверло 6,4, как определить нужный мне размер? AcroBatMan пишет: Но конец там уже виден, потому где-то с Нового года надеюсь заняться и "Гвидоном".

AcroBatMan: Lastovoi пишет: не могу разобраться с зажимами Клеко. На сайте Авиасклад ру пишут, что зажим под сверло #10 или #20 Там все гораздо проще Клеко бывают для 4-х основных диаметров: 3/32, 1/8, 3/16 и 5/32 дюйма. Это, соотв., 2.5 мм, 3.2 мм, 4.0 мм и 4.8 мм Это, так сказать, типовой набор, который есть почти в любой авиалавке: http://www.aircraftspruce.com/catalog/topages/clecosheetholder.php?clickkey=3620 Клеко под 6.4 мм, т.е. под 1/4 дюйма есть далеко не везде, но найти можно. На Шпрусе их, по-моему, не держат, я покупал в инструментальной конторе PanAmTools. Кстати, стоит обратить внимание, что четверть дюйма - это не 6.4 мм, а 6.35. Иногда может оказаться важным. Дело в том, что отверстиями в 1/4 дюйма обычно соединяют более серьезные предметы, соотв., даже для примерочной сборки требуется значительное усилие, обычные клеко с этим уже не очень справляются, хотя они и существуют. Но чаще уже используют винтовые с барашками или под ключ. Что касается номеров сверл: #10, #20 и т.д. - один из вариантов обозначения диаметров в амерской системе, там еще и буквы бывают. Чтобы не объяснять долго, просто запишите ссылку на табличку: http://bobmay.astronomy.net/misc/drillchart.htm Если потеряете ссылку, просто в Гугле наберите "drill bit size chart" - таких ссылок на таблицы соответствия вылезет несколько. Для 1/4 дюйма, кстати, цифрового обозначения #XX уже вроде бы нет, оно так и пишется - 1/4 или .125 Или обозначается буквой Е. Не стоит обращать особо много внимания на то, что клеко обозначены этими строгими цифрами. Диаметр жала клеко не настолько точен, чтобы их выпускали как сверла, с маленькими шагами. Просто несколько стандартных типоразмеров. Клеко, например, для 1/8 дюйма не влезает в отверстие 3.0 мм и вываливается из 3.35 мм. А между этими размерами его можно использовать. Еще нужно помнить, что у клеко есть максимальная толщина зажимаемого пакета. У стандартных "К" (тех, что по ссылке выше) и у коротких "КК", она равна 1/4 дюйма. Серия KHD зажимает пакет толщиной до 1/2 дюйма. И т.д. Про продолжение работы над "Гвидоном" я надеюсь написать примерно чз неделю

Lastovoi: АБМ, на подкосы стоек шасси из ст. 12х..... 19х1 не могу отыскать. Можно применить дюр.1925 ? Если можно, то как подбирать? В сторону увеличения или 1:1 ? Есть труба из ст. AISI-304 размером 18х1 и 18х1.5 Или может-быть можно применить какие-то другие стали ? Не знаю на чем остановится. И ещё, на диск раскрутки куда сажаем венец, можно использовать дюр. В-95?

AcroBatMan: Lastovoi пишет: Или может-быть можно применить какие-то другие Дюраль я бы не стал, можно использовать ст.20 или нержавейку калибра 20х1. Lastovoi пишет: на диск раскрутки куда сажаем венец, можно использовать дюр. В-95? Да, вполне.

Lastovoi: Форумчане подскажите, 1/4 Transfer Drill - это развертка? Если да, то где её найти, на Шпрусах не отыскал. Может у неё какое-то другое название ?



полная версия страницы