Форум » Вопросы постройки » Новая башня для втулок роторов » Ответить

Новая башня для втулок роторов

AcroBatMan: На днях собрались в кучку все необходимые детали и крепеж для нового варианта башни качельного шарнира для типовых втулок ротора. Причиной разработки такой башни в первую очередь было то, что большинство летающих сейчас в стране аппаратов - немецкие, а втулки ротора у них - самые бездарные из того, что доводилось видеть. Это касается, в частности, качельного шарнира. В нем в кач-ве подшипников использованы стальные подшипники скольжения TEF-MET с тефлоновым покрытием рабочей поверхности. Эти втулки служат на автожире от силы 50 часов, к этому моменту тонкий тефлоновый слой в них повреждается и появляется быстро прогрессирующий радиальный люфт. Кроме того, поскольку втулочки эти сделаны из полосы (согнуты и подштампованы),, то у них есть разрез, который быстро пилит алюминиевые шайбы между башней и кирпичом коромысла, что увеличивает осевой люфт. Крмое того, плавающий качельный болт работает на изгиб и несет на себе весь вес аппарата. В нашей конструкции использованы игольчатые подшипники В-68, ресурс которых в данном применении не меньше 5000 часов, а все обслуживание сводится к периодической капельной смазке через отверстия в стойках башни, никакой возни с пресс=масленками. А конструкция качельного шарнира разгружает качельный болт, он работает только как стяжной, что существенно повышает надежность узла. Подшипники игольчатые - американские B-68, крепеж, кроме нерж.винтов, крепящих крышку корпуса главподшипника, - дюймовый AN, т.е. авиационный амерский. Фишка еще в том, что щеки могут меняться под разные модели роторов. Эта конфигурация не является чем-то новым, она давно и успешно применяется на многих американских автожирах, таких, как SparrowHawk и SportCopter. Я всего лишь адаптировал ее под наши реалии. Кроме того, мы изменили крышку главного подшипника, улучшив ее функциональность. На сегодня щеки позволят ставить польские, немецкие и ижевские роторы. На картинке ниже - втулка с ижевским коромыслом. Первая втулка уже собрана и, как только позволит погода, будет облетана на "Калидусе" с ижевским ротором. После этого мы планируем сделать пробную серию, т.ч. все желающие могут делать заявки. Отмечу еще, что конструкция позволяет легко адаптировать ее под нужную высоту подвеса ротора.

Ответов - 22, стр: 1 2 All

marcons: Привет, Саша! Несколько вопросов. Устройство втулки в "кирпиче" - сплошная или с каждой стороны своя? Есть ли возможность регулировки втулки внутри "кирпича"?

AcroBatMan: То, что на фото - просто упорные стальные шайбы, их задача - защита кирпича от смятия Т-образными втулками с торцов. Резьбовой бочонок делать можно, как опцию. Кирпич ижевского ротора уже с бочонком. На фото временно стоит кирпич под немецкое коромысло. Если без резьбового бочонка, то регулировка по хорде делается шайбами DIN988 снаружи полиамидных шайб под шляпками Т-образных запирающих втулок.

AcroBatMan: AcroBatMan пишет: Кирпич ижевского ротора уже с бочонком Это кирпич ижевского ротора: А это наш кирпич для установки немецкого ротора на нашу башню. В выборки с торцов вкладываются стальные шайбы, предохраняющие кирпич от смятия при сборке-разборке, т.к. в этом варианте качельного шарнира качельный болт стягивает кирпич и Т-образные втулки с приличным усилием, чтобы они качались в игольчатых подшипниках обязательно как одно целое. При необходимости можно увеличивать высоту подвеса прокладками под кирпич. Глухие отверстия в корпусе главного подшипника - под штифты, позиционирующие стойки (щеки) башни.


marcons: Что-то никак не могу найти данные по подшипнику B-68. В одном месте у него внутренний 9,53 мм, что явно мало, судя по фото. В другом наружный диаметр в районе 55 мм, что явно много. И по внутренней втулке тоже ничего не нахожу, хотя номер на коробке указан... Саша, если не секрет, можно поподробнее о подшипниках и внутренней втулке.

AcroBatMan: Набери Koyo needle bearing B-68 и Torrington inner ring IR-128

marcons: Тогда скорее пара Koyo needle bearing B-168 и Torrington inner ring IR-128 https://www.ebay.com/itm/Torrington-B-168-NEEDLE-ROLLER-BEARING-1-X-1-1-4-X-1-2-plus-2-inner-race-NEW/223081198157?_trkparms=aid%3D1110006%26algo%3DHOMESPLICE.SIM%26ao%3D1%26asc%3D20201210111314%26meid%3D3dbd2573552a42b9b24fb6aea4eb3556%26pid%3D101195%26rk%3D1%26rkt%3D12%26mehot%3Dpf%26sd%3D184262146261%26itm%3D223081198157%26pmt%3D1%26noa%3D0%26pg%3D2047675%26algv%3DSimplAMLv9PairwiseUnbiasedWeb%26brand%3DTimken&_trksid=p2047675.c101195.m1851 У Koyo B-68 внутренний диаметр 9,53 мм(3/8"), а у IR-128 наружный 25,4 мм(1")

AcroBatMan: Да, конечно -168, пардон.

marcons: Почему собственно допытываюсь - предстоит переделка стоек своей башни под ижевский ротор. Подшипники что сейчас стоят (согласно чертежам) изначально казались мне хлипковатыми, а после опубликованного на RW форуме фото их износа решил заменить их при первой же возможности. За одно и фиксирующие штифты сделаю, давно лежат, ждут своей очереди.

AcroBatMan: Андрей, насколько я понимаю, ставит туда подшипники 941/15 или 941/17, которые слишком слабы для расчетных нагрузок в этом узле для двухместного АЖ, но более-менее годятся для одноместного. /15 несет 3.14 кН, /17 - 4.4 кН. При полетном весе одноместного 300 кг пара подшипников должна по нормам быть рассчитана на полторы тонны, т.е. даже /17 не соответствует. Но какое-то время они там живут. Мы свои первые втулки для "Твиста" делали с этими подшипниками, жили они несколько десятков часов, маловато. На одноместном проживут подольше. А если ты имел в виду В-98 из чертежей Эрни, то их более, чем достаточно для одноместного. В динамике предельная нагрузка для них 9.1 кН т.е. куда больше полутора тонн на пару подшипников. На RW-форуме чайники иногда панику поднимают, не разобравшись в причинах. Даже на двухместных "Домиках" и "Твистах" эти подшипники вполне себе живут.

Der Flieger: фыAcroBatMan пишет: Если без резьбового бочонка, то регулировка по хорде делается шайбами DIN988 снаружи полиамидных шайб под шляпками Т-образных запирающих втулок. А. Л., я правильно понимаю, что при использовании регулировочных шайб DIN988 для регулировки ротора по хорде мы каждый раз будем смещать внутренние обоймы IR-128 обоих подшипников в одном и том же направлении и на одну и ту же величину вместе со стальными Т-образными запирающими втулками? Если это так, то каким образом тогда будет выполняться запирающая функция обеими внутренними фторопластовыми шайбами? Каждый раз через изменения профилей каждой из них?

AcroBatMan: Не совсем. Внутренние шайбы не ограничивают перемещение сборки вдоль оси в пределах 1 мм.

Der Flieger: А какую функцию выполняют внутренние шайбы из фторопласта? Почему регулировку по хорде мы не производим регулировочными шайбами DIN988, добавляя/убирая их между стальными Т-образными втулками и упорными стальными шайбами на кубике?

Der Flieger: marcons пишет: а после опубликованного на RW форуме фото их износа решил заменить их при первой же возможности Константин, а можно увидеть фото их износа?

AcroBatMan: Der Flieger пишет: какую функцию выполняют внутренние шайбы из фторопласта? В основном - чтобы Т-образные не выпадали из щек при снятии ротора. Ну и некоторая доп.страховка от радикального смещения игольчатых подшипников внутрь башни в случае чего, бывало такое у разгильдяев.

AcroBatMan: Итак, новая башня заняла свое место на втулке "Калидуса" и была облетана. Результат получился тот, которого и ожидали, все работает, как хотелось. Облет, правда, пока был короткий, т.к. ижевский ротор требует балансировки, похоже, по углам установки лопастей. Я подозреваю, что низкое качество самого экструдера и отсутствие должного подбора лопастей по парам вызывают разную подъемную силу на лопастях даже при одинаковых углах защемления лопастей в коромысле. Это можно попробовать как-то исправить, поиграв регулировкой соконусности, что мы в ближайшие дни и сделаем. Сам ротор собран ижевскими весьма аккуратно. Лопасти, например, идеально встали по струне. Но вопросы к этому ротору все равно остаются и довольно серьезные. Да, он летает, но данные по практическим испытаниям на прочность так и не были опубликованы, хотя ижевские коллеги утверждают, что такие тесты проводились. Однако это не тот случай когда достаточно честного слова - ведь ничего не мешает опубликовать результаты испытаний, это намного убедительнее, чем просто "да, мы это делали". Еще мне в этом роторе не нравится крепление кирпича коромысла к коромыслу. В идеале болты крепления должны быть смещены в парах, как это сделано, например, в роторе SportCopter (на фото), а не так, как у ижевского, т.е. пара отверстий пробита поперек коромысла, существенно ослабляя критическое сечение. Есть у меня еще пара замечаний к этому коромыслу, но об этом позже, фотографии еще не сделал. Надеюсь, коллеги это в конце концов учтут и их роторы станут еще более привлекательными для тех, кому бюджет не позволяет купить импортный ротор. Кстати, из научного интереса мы перед сборкой ротора измерили центровку лопастей по размаху и по хорде. Получилось по хорде 29.3%, что для экструдерной лопасти вполне приличная цифра, обычно у таких роторов она составляет 31...33% По размаху ЦТ лопасти находится на 2.30 метра от оси вращения (диаметр ротора 8.53 метра). Теперь о прозе: Мы запустили в изготовление первую партию своих башен и принимаем заказы на них. Базовая башня стоит в полусобранном виде 44000 руб. плюс пересылка. "Полусобранная" потому, что в нее еще нужно установить главный подшипник (игольчатые уже установлены штатно). Это для тех, кто не хочет тратиться на новый главный подшипник. Кто хочет новый - добавьте к цене 3500 руб. При замене немецкой башни мы готовы забрать вашу немецкую башню и вернуть вам за нее 6000 руб. Т.е. вы получаете нашу новую башню, ставите ее (подробная инструкция по замене прилагается к изделию), а свою старую башню отправляете нам (пересылка - за ваш счет) и получаете за нее компенсацию. Срок поставки для тех, кто разместил заказ и внес предоплату - 2-3 недели. Ну и, ахтунг, замануха: первые 10 заказчиков получают скидку 10 % от базовой цены, т.е. 4400 руб. Итого башня без нового главного подшипника стоит с учетом скидки 39600 руб. плюс пересылка. С учетом возврата старой башни - 33600 руб плюс пересылка. Если вы хотите, чтобы я собрал и установил башню на ваш аппарат - пишите в вотсапп. Это обойдется в 8 тыр плюс дорога. В эту цену будет входить облет и балансировка ротора.

Эдуард: marcons пишет: Не парьтесь. Купите два подшипника na4900 2rs Разберите. Сломайте сепараторы. Намажьте нужной смазкой внешнее кольцо одного подшипника и на эту смазку вклейте до заполнения ролики без сепаратора. Останется два или три ролика с двух подшипников в зависимости от типа подшипников. Ролики длинные и узкие бывают или большего диаметра и короткие. Под болт 10 мм внутри кольцо.

AcroBatMan: Эдуард пишет: Купите ...Разберите... Сломайте...Намажьте...вклейте И летайте потом, все время думая, как быстро этот самопал развалится и какую нагрузку он вообще способен выдержать. Это называется "не парьтесь"? Один нормальный штатный подшипник, кстати, стоит дешевле ваших двух, правда, без всякого описанного выше геморроя.

Эдуард: Да дорого стоят. 500-600 рублей в среднем один. Чисто Японский фирменный более 3000 рублей за штуку. Эти подшипники в автожире стоят в стандартном виде. Если убрать сепаратор то больше нагрузку скорее всего выдержат.

AcroBatMan: Эдуард пишет: скорее всего выдержат Я рыдаю... Ту-95 над Арктикой: "Штурман, сколько нам до берега?" "900 км" "Топлива хватит?" "Хватит. (пауза) Ну, если не хватит, то чуть-чуть."

Эдуард: В стандартном исполнении этот подшипник выдерживает одноместный легкий автожир. Если количество роликов увеличить то плошадь соприкосновения ролики кольца увеличиться и соответственно нагрузка может быть увеличена. Есть же подшипники без сепаратора. Ролик к ролику. Например в крестовинах всех карданов. По моему это очевидно.

Эдуард: Конечно так делать нельзя. Это просто один из вариантов. Который я буду пробовать.

AcroBatMan: Первая пачка деталей для наших новых башен готова, сейчас засяду собирать. Половина будет собрана на метрическом крепеже с качельными болтами М10 класса 10.9 по просьбам трудящихся, остальные на дюймовом AN с качельными болтами AN6. В некоторых случаях имеет смысл более точно подобрать высоту качельного шарнира над коромыслом. Для этого служат дополнительные подкладки разной толщины:



полная версия страницы