Форум » Вопросы постройки » О крепеже » Ответить

О крепеже

Admin: Проблема крепежа сейчас стоит относительно остро, т.к. купить в нужном ассортименте отечественный авиационный крепеж строителю-одиночке проблематично. Приходится искать альтернативы. Находятся они преимущественно в автомобильных магазинах и метизных лавках. При этом нужно иметь в виду, что автомобильный и промышленный крепеж при одинаковой маркировке класса прочности может существенно отличаться по качеству и надежности. Один и тот же по внешнему виду болт класса 8.8* может оказаться как качественным европейским, полностью отвечающим указанному классу, так и дешевым польско-китайским, прочность которого ниже раза в два. Угадайте с тех же двух раз, какие чаще встречаются в наших магазинах. Поэтому при подборе крепежа в ответственные узлы имеет смысл проявлять определенное недоверие и как минимум проводить выборочные испытания партии. Изготовление болтов на заказ гарантированно вылезет в копеечку и - не удивляйтесь - совсем не гарантирует качество. Был у нас случай, когда заказанные в метизном цехе авиакосмического предприятия болты из 30ХГСА при выборочной проверке оказались пластилином, сделанным из ст.3! Объяснение нашлось и оказалось банальным до безобразия: у молодого токаря, выполнявшего заказ, к концу смены закончился пруток 30ХГСА, он, недолго думая, в соседнем цехе взял первый попавшийся нужного диаметра и доделал заказ. После кадмирования отличить болты по внешнему виду было невозможно. Один из вариантов решения проблемы крепежа - переход на дюймовые размеры. Это может показаться непривычным, однако есть целый ряд очевидных плюсов: - можно подобрать ровно то, что нужно, а не то, что удастся найти на базаре - цены на подавляющее большинство такого крепежа окажутся вполне гуманными (а даже если они чуть выше привычных, то в составе аппарата стоимость крепежа составляет все равно весьма скромную сумму) - повторяемость качества гарантирована - типоразмеры дюймовых болтов правильнее, чем наших метрических: резьба мельче и имеет ровно такую длину, какая нужна для корректной установки гайки, т.е. не придется краснеть за торчащие из гайки длинные резьбовые концы или отпиливать их, давая повод для коррозии - диаметр тела болта максимально близок к номиналу, тогда как диаметр тела бытовых и автомобильных болтов обычно меньше номинала на 1-2 десятые миллиметра, а это уже много - крепеж кадмированный, а не оцинкованный, как метрический бытовой, поэтому лучше дружит с алюминием и сталью. Стандартный дюймовый авиакрепеж имеет класс прочности, соотвествующий нашему 10.9 Проверенный источник их приобретения http://www.aircraftspruce.com/menus/ha/index.html Да, понадобится немного времени, чтобы разобраться в непривычных обозначениях и линейке размеров, но оно того стоит. К тому же оптимальный подбор крепежа экономит 1-2 кг веса, что для легкого аппарата существенно. Часто задают вопрос насчет корректности применения в авиастроении самоконтрящихся гаек с капроновым ободком. Ответ простой: в зарубежном авиастроении такие гайки являются нормой, на них летает все. Нужно только помнить, что такие гайки применимы для неподвижных и большинства малоподвижных соединений. В подвижных соединениях применяются гайки с механической контровкой шплинтами или проволокой. Самоконтры с капроновым ободком имеют ограниченное кол-во циклов установки-съема. Считается, что такие гайки можно использовать, пока гайка не наворачивается сквозь капроновый ободок от руки. Самоконтры настоятельно рекомендуется устанавливать с жидким фиксатором резьбы. И, конечно, нужно помнить, что капрон имеет температуру плавления, т.ч. такие гайки нельзя использовать в выхлопных системах и других местах, где температура может превысить 120 градусов Цельсия. =================== Класс прочности на метрических болтах обычно обозначен двумя цифрами через точку, напр. 8.8, 10.9, 12.9 Первая цифра обозначает предел прочности, напр. 8 обозначает 80 кг/кв.мм Вторая цифра - отношение предела текучести к пределу прочности , напр. 8 - это 80 %

Ответов - 10

JakBil: Есть возможность использовать крепеж из разобранных свежих автомобилей марки фольксваген. насколько это хорошее решение, китайского там не должно то быть?

Admin: JakBil пишет: крепеж из разобранных свежих автомобилей На ваш вопрос не может быть однозначного ответа, т.к. непонятно, где вы этот крепеж хотите использовать. Там, где разрушение крепежа приведет к аварии, должен использоваться только крепеж с гарантированными свойствами и качеством. Б/у или с неизвестной предысторией крепеж в таких местах использовать нельзя. Болт с битого автомобиля мог при аварии испытать нагрузки, которые изменили его свойства. Или просто уже выбрал свой расчетный ресурс и сломается через непонятное время. Летать с таким крепежом не очень умно.

valkoder: Ув. Админ! Где можно подробно прочитать о принципе кодировки авиационного дюймового крепежа чтобы не путаться при выборе ( напр. длина болта- длина резьбовой части) на предложенном Вами Спрусе.


iberic: Болты AN в мм: посмотрите тут, я для себя делал в екселе: http://rotorpt.blogspot.com/p/blog-page.html

Admin: Полезная таблица, спс iberic. Я бы заменил название "общая длина" (nominal length в каталоге Шпруса) на что-то типа "длина тела болта без шляпки" - см. картинки в каталоге. Длина, обозначенная там grip - длина тела без резьбы. А вообще при работе с дюймовыми размерами стоит попробовать к ним просто привыкнуть. Чтобы было полегче, поясню, что вы видите на одной из страниц каталога болтов в Шпрусе: Текст справа вверху описывает материал болтов. Под ним две вкусные строчки про скидки от кол-ва - 15% при заказе больше 50 болтов одного типа, 20% - при заказе больше 100 шт.

Admin: Расшифровка обозначения болтов AN: Пример: болт обозначен AN4-26A AN - общее обозначение крепежных изделий по одному из стандартов. AN - сокращение от Army and Navy - авиация и флот. Другой распространенный стандарт имеет обозначение MS - Military Standard. 4 - диаметр болта в шестнадцатых долях дюйма, т.е. 4/16, что равно 1/4 дюйма, т.е. 6.35 мм 26 - длина тела болта (nominal length в каталоге). Ее нужно понимать так: 2 - это два целых дюйма. 6 - дробная часть дюйма в восьмых долях, т.е. в данном случае 6/8 дюйма или 3/4 дюйма, т.е. 19.05 мм. Трудно сразу? Ничего, через пару дней привыкнете A - буква А означает, что болт не имеет отверстий для контровки. Если буквы нет никакой - это означает, что болт имеет отверстие под контровку в резьбовой части. Если отверстие под контровку имеется в головке болта, это обозначается буквой Н (Head). Буква С после диаметра обозначает, что болт - из нержавеющей стали. Обратите внимание: это обозначения в каталогах, чертежах и прочей документации. На самих болтах такие обозначения не наносятся, не ищите! Еще стоит запомнить, что болты одного диаметра могут иметь разный шаг. Шаг в дюймовых резьбах обозначается не как у нас, а числом витков на дюйм. Т.е. размер резьбы выглядит так: 1/4-28, где 1/4 - диаметр, 28 - шаг, 28 витков на дюйм. Полезная фишка: мерять длину болта штангелем или линейкой мы, конечно, все умеем. А практичные амеры для этого имеют под рукой простой шаблон, сокращающий время этой операции в разы: Вложив болт в подходящий вырез, определяете его диаметр, а по шкале - сразу видите длину. Ну, или такой более навороченный вариант:

valkoder: Очень интересно , а главное -доступно. Хотелось бы вот также понятно и по гайкам и по шайбам, или где купить справочник по этому крепежу.

Admin: Такого специального справочника я не знаю. Честно говоря, не совсем понимаю, зачем он нужен. Если вы строите по чертежам - там есть почти все необходимые для заказа обозначения крепежа. Если что-то будет непонятно - спросите здесь. Гайки там используются преимущественно самоконтры с капроновым ободком, мы их для простоты обозначаем СКГ. У амеров это гайки AN364 и AN365, соотв., это низкие и высокие. Обозначаются они обычно с размером резьбы через дефис, напр.: AN365-428 - высокая СКГ, резьба 1/4-28 в обозначениях резьбы гаек есть, пожалуй, всего один нюанс (в наиболее употребительном диапазоне): резьба под диаметр 3/16 дюйма обозначается как 10-32, а не 3-32. Соотв, AN364-1032 - низкая СКГ гайка для болтов AN3. А по остальным - смотрите каталог Шпруса, разбирайтесь, спрашивайте. Там всего много, просто тупо описывать всю номенклатуру у меня времени не хватит, да и нужды большой нет, лучше делать это по необходимости.

valkoder: Можно ли использовать для болтов AN4 гайки AN345-428 с жидким фиксатором резьбы. Какой фиксатор посоветуете.

Admin: Эти гайки используются обычно только как контргайки, скажем, для фиксации ШСов в гнездах. В сборке, скажем, рамы аппарата, использовать их нет никакого смысла - надо пользоваться СКГ. Если есть желание или необходимость временно собрать узел, а портить СКГ не хочется, нарежьте кусочки резинового топливного шланга такого калибра, чтоб одевался на болт (для болтов 1/4 дюйма - шланг с внутр. диаметром 6 мм). И одевайте их на болт под гайку, как дистанционную втулку. Длина этих кусочков - такая, чтоб гайка начинала стягивать узел, но чтобы резьба болта не доходила до капронового ободка гайки. Плотности такой стяжки вполне достаточно для временной сборки. Фиксатор резьбы - любой со знакомым названием (Loctite, ABRO, DoneDeal, Versahem, LiquiMoly и т.д.) из автомагазина, только перед покупкой и использованием, убедитесь, что это фиксатор именно для резьбы, а то их сейчас развелось много всяких разных - для вклейки подшипников, для сборки трубопроводов и т.д. Ну и помните, что фиксаторы резьбы делятся на высокопрочные (неразъемные) и для разъемных соединений. Если предполагается, что соединение время от времени будет разбираться - используйте разъемный. При использовании фиксаторов, особенно высокопрочных, надо помнить, что: 1) разбирать такое соединение лучше после предварительного нагрева до 120-130 градусов, чтобы не испортить резьбу или головку болта/гайки 2) после разборки перед повторной сборкой следы старого фиксатора надо полностью удалить механически, иначе при сборке велика (а в алюминии - гарантированно) вероятность испортить резьбу.



полная версия страницы